Правосознание – это отношение людей к праву, основанное на знаниях о праве и чувствах (субъективном восприятии правовых явлений). Структуру правосознания составляют: - правовая идеология; - правовая психология; индивидуальные знания о праве; - личностные ценности индивида; - субъективная воля индивида. Правовая идеология - отношение общества в целом к праву (доктрины, понятия, принципы, уровень развития юридической науки). Правовая идеология образует ту "среду", где формируется правосознание отдельной личности. Правовая психология - эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми права и правовых явлений (чувства, настроения, переживания). Индивидуальные знания о праве - уровень правовых знаний каждой отдельной личности, который влияет на восприятие права (например, данное восприятие различно у крестьянина, студента-юриста, врача, ученого-правоведа, неспециалиста, глубоко интересующегося правом). Личностные ценности индивида - та система убеждений, личный опыт, опираясь на которые, человек оценивает правовые явления. Субъективная воля индивида - способность человека на основании знаний, чувств принимать решение, которое будет определять правомерность или неправомерность его поведения. Правосознание классифицируется: по носителям: индивидуальное - личное отношение человека к праву; групповое - отношение к праву групп, коллективов и т. д. ; корпоративное - правосознание представителей различных профессий (например, работников милиции, торговцев на рынке, физиков, врачей), социальных групп и слоев (бизнесменов, рабочих, интеллигенции, заключенных), членов партий (коммунистов, христианских демократов, радикалов), работников отдельных предприятий и организаций (банков, колхозов и т. д.); массовое - правосознание больших групп людей; общественное - правосознание всего общества; по уровню: обыденное - отношение к праву обывателя либо специалиста, для которого право не является основным занятием; профессиональное - правосознание, которое сложилось в результате специальной подготовки (например, правосознание судей, прокуроров, работников налоговой инспекции, адвокатов); научное - правосознание, свойственное ученым-правоведам, специалистам в области правовой науки. Основными функциями правосознания являются: информационно-познавательная - высокий уровень правосознания способствует распространению правовой информации и накоплению юридических знаний как обществом в целом, так и отдельным индивидом; оценочная - при развитом правосознании легче и правильнее оцениваются те или иные правовые явления; регулятивная - высокий уровень правосознания в обществе и отдельной личности способствуют выработке и распространению правомерного поведения. Правовая культура 1. Правовая культура - это качество правовой жизни общества и степень гарантированности гос-вом и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества. 2. Правовую культуру определяют: - степень развитости правосознания населения; - уровень развития правовой деятельности; - степень совершенства всей системы правовых актов. 3. Высокая степень развитости правосознания характеризуется: - признанием обществом и государством человека высшей ценностью, признание, соблюдение и защита его прав и свобод: - осознанием гражданами своих прав и свобод, механизма их правовой защиты, уважение к правам и свободам других людей; и правовой установкой граждан на правомерное поведение; - знанием гражданами норм конституции, положений важнейших законов и иных нормативно -правовых актов; широкой информированностью граждан о процессах, происходящих в области права; позитивным отношением к суду. Высокий уровень развития правовой деятельности предполагает; наличие сильной юридической науки; качественное преподавание права в вузах и других учебных заведениях юридического профиля; вовлечение широких слоев населения в деятельность, связанную с правом; высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности; соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве; развитость и совершенство гос-ного аппарата; авторитет суда как в системе органов гос-ной власти, так и среди населения; наличие гарантий независимости судебной власти; демократичность правосудия, его понятность и близость обществу, учет приоритета прав и свобод человека при рассмотрении судебных споров; высокое качество правоприменительной деятельности. Совершенство системы правовых актов достигается благодаря; наличию в гос-ве демократичной, отвечающей высоким правовым стандартам и интересам общества, эффективной конституции; соответствию конституции законов, а всех иных нормативно-правовых (подзаконных) актов - законам; четкой иерархии нормативно-правовых актов; высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов, актов применения права. Правовой нигилизм - негативно отрицательное и равнодушное отношение к праву, основанное на юридическом невежестве и правовой невоспитанности основной массы населения. В современном российском обществе выделяются различные формы проявления правового нигилизма. Прямое сознательное нарушение законов и подзаконных актов: - умышленные уголовные преступления; - гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения; - осуществление преступной деятельности в организованных формах; - сращивание преступного мира и части госаппарата; - распространение криминальных отношений в обществе (рэкет и т. д.); - контроль организованной преступности за частью бизнеса; - давление, шантаж, заказные убийства представителей частного бизнеса и государственных структур. Массовое неисполнение и нарушение правовых норм: - незнание либо игнорирование права гражданами на бытовом уровне; - неисполнение законодательства госорганами; - прибегание гражданами к неправовым способам споров. Распространение антиправовой психологии: - появление в обществе признаваемых значительной частью населения особых социальной норм, оправдывающих антиправовое поведение; - эстетизация преступности, появление большого количества художественной литературы, кинофильмов, воспевающих преступность; - сознательная либо неосознанная пропаганда СМИ жестокости, насилия, преступного образа жизни. - создание параллельной системы законодательства (например, дополнительное регулирование регламентированных законом отношений различными ведомственными актами, носящими "правозаменительный" характер; - правовое противостояние между федеральным центром и некоторыми субъектами федерации (например, Татарстан, Башкортостан); - издание взаимоисключающих актов органами различных ветвей власти. Нарушение законов и подзаконных актов в угоду "целесообразности" - принятие неправовых решений во имя достижения тех или иных целей гос-ными чиновниками, работниками милиции, прокуратуры, иных гос-ных, в том числе правоохранительных органов. Массовое нарушение прав и свобод человека: - повседневное нарушение прав и свобод человека государственными органами, особенно при осуществлении правоохранительной деятельности; - частая невозможность законными средствами защитить свои права и свободы; - незащищенность и негарантированность права на жизнь (гибель около 30 тысяч человек в год от рук преступников, 5 тысяч в год в мирное время в Вооруженных Силах РФ, около 100 тысяч - в Чечне, большое количество различных аварий, несчастных случаев). Низкий авторитет суда и иных правоохранительных органов, который возникает в результате; - длительной бюрократической волокиты при рассмотрении судебных споров (некоторые споры рассматриваются годами); - больших материальных затрат, необходимых на ведение процесса (пошлины, труд адвокатов); - косного, равнодушного отношения к людям со стороны многих работников судебно-правоохранительных органов; - большого количества судебных ошибок, неправосудных приговоров; - распространенности нарушения прав человека при правоохранительной деятельности и исполнении наказаний; - слабости исполнительного аппарата судов; - высокого процента нераскрытых преступлений и т. д. Теоретические формы правового нигилизма: - ряд положений марксистско-ленинского учения, культивируемого в советском обществе, отрицающих и искажающих роль и значение права (например, право - средство угнетения народных масс); отсутствие единых подходов к праву в отечественной правовой науке; новейшие и старые правовые учения, разделяющие "писаное" и "неписаное" право; ошибочное понимание права рядом теоретиков и лиц, осуществляющих преподавание права. Основными причинами, способствовавшими появлению и развитию правового нигилизма в российском обществе, считаются; особенности исторического развития (монголо-татарское иго, опричнина Ивана Грозного и др.); - самодержавный, деспотический характер власти; - крепостное право; - отсутствие развитых демократических и правовых традиций; - распространенность неправовых способов решения споров; репрессивный характер права на протяжении как дореволюционной эпохи, так и советского времени; - теория и практика диктатуры пролетариата (ее неограниченность рамками права), сталинские репрессии; - распространенные в советскую эру административно-командные методы в экономике и политике, фактическое преобладание подзаконных актов над законами; - трудности современного переходного периода; - несовершенство и недостаточная эффективность судебно-правоохра-нительной системы; повсеместное нарушение прав и свобод граждан и отсутствие их реальных гарантий; - несовершенство правовой системы. Признаками современного российского правового нигилизма являются: - широкая распространенность и повсеместность (в быту, среди различных классов и социальных групп - чиновников, сотрудников правоохранительных органов и др.); - многообразие форм проявления (бытовые, на высшем государственном уровне, открыто, тайно); - высокая степень агрессивности и неподконтрольности; соединение правового нигилизма с формами социального и иного протеста (особо жестокие антиправительственные выступления, перекрытие железных дорог); - усиление правового нигилизма нигилизмом иных сфер жизни (религиозным, нравственным и др.); - эстетизация (широкий и повсеместный показ правового нигилизма в кинофильмах, художественной литературе, печати, теленовостях как должного и имеющего свои преимущества явления).