Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"


Методология тгп

Методы познания - это принципы, способы, приёмы познания, совокупность которые наз-ся методологией науки, но методологию определяют и как науку о методах изучения явлений. ТГП подразделяет на философские (общие), общенаучные и частнонаучные (специальные) 1) Философские (общие) отражают взгляды людей на мир и на их место в этом мире, включая идею о ценностях жизни, используются всеми науками и составляют ядро соответствующего типа мировоззрения. Философские методы определяют подход к изучению государства и права в целом. К основным выделяют: Диалектико-материалистический метод - предполагает первичность экономического, и вторичность политического и правового явления, изучаются в развитии, динамике. Выразителями материалистического подхода стали К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и их последователи. Они исходили из теории соотношения базиса и надстройки. Базис общества образует производственные отношения, т. е. отношения людей в процессе производства и движения общественного продукта от производства до потребления. Содержание производственных отношений определяется характером производительных сил, под которыми имеются ввиду субъективные (чел-к) и вещественные (техника) элементы, участвующие в общественном производстве. Над базисом возвышается надстройка общества, в состав которой входят идеологические отношения, взгляды и учреждения соответствующего общества. Гос-во и пр-о рассматриваются как составные элементы надстройки не только предопределяются базисом, но могут оказывать и обратное влияние на него. В подходе к сущности гос-ва и пр-а для марксистов определяющим является классовый подход, который считается верным для гос-но-организованного общества в течение всего периода его существования. Идеализм - связывают существование гос-ва и пр-а либо с объективным разумом (объективные идеалисты), либо с сознанием человека, его переживаниями, субъективными и осознанными усилиями (субъективные идеалисты). Оказываясь от доминирования социального над духовным, субъективные идеалисты утверждают, что не внешние социальные факторы определяют развитие гос-ва и пр-а, а внутреннее духовное начало. В 20-ом столетии получили распространение разные варианты объективно- и субъективно-идеалистических подходов к объяснению гос-ва и пр-а к ним относятся: прагматизм, интуитивизм, аксиологический подход. Прагматизм - понятие научной истины неуловимо, истинно всё то, что приносит успех. Интуитивизм – основан на анализе целостной проблематики гос-ва и пр-а с помощью вдохновения. Ученый-правовед может действовать лишь под влиянием внутреннего вдохновенья. Аксиологический подход - (от греч. ахiоs- ценность, и lоgоs-слово) анализ государства и права, как специальных ценностей, с помощью которых социальная группа или общество регулируют типы поведения отдельных личностей. 2) Общенаучные методы –которые в отличие от философских, не охватывают всего научного познания, а применяются на отдельных его стадиях (например, методы анализа и синтеза, историзма, системный, функциональный, герменевтический и др.). Анализ предполагает разделение их на части и последующее изучение каждой из частей. Синтез, - изучение конкретного явления в единстве всех его составных частей. Анализ и синтез связаны между сбой, и дополняют друг друга. В соответствии с методом историзма к государ-но-правовой деят-ти надо подходить как изменяющейся во времени, развивающейся (в марксизме при объяснении причин развития общества, гос-ва и пр-а приоритет отдается экономике, то в немарксистских учениях - идеям). Системный метод – изучает гос-во и пр-о, а также отдельных государ-но-правых явлений с позиции их системности, т. е. вхождения в состав соответствующей системы. Гос-во и пр-о и сами могут рассматриваться в качестве системы, в этом случае внутрисистемные связи анализируются уже в рамках самого гос-ва и пр-а. С системным связан функциональный, заключается в выяснении функций гос-ва и пр-а и их элементов (функции гос-ва, функции юр-ой отв-ти и тд.). Герменевтический - текст нормы, есть документ особого мировоззрения автора, и толкуется с позиции современного исследователя совершенно по-другому. Юристу, чтобы понять смысл закона, действовавшего в прошлом, недостаточно знать его текст. Он должен уяснить, какое содержание в соответствующие понятия именно в ту эпоху. Поэтому этот метод предполагает вкладывать в исследуемые понятия именно то содержание, которые подразумевал автор. 3) Частнонаучные (специальные)- общенаучные методы определяют лишь общие походы к решению проблем юр-ой науки. Поэтому наряду с ними используются частнонаучные методы, которые позволяют получить конкретное знание по вопросам гос-ва и пр-а. Это методы: Конкретно-социологических исследований, статистический, моделирования, социально-правового эксперимента, кибернетический, сравнительно-правовой. Конкретно-социологических исследований - сбор, анализ и обработка правовой информации (официальных док-ов, материалов практики правоох-ых органов, материалов анкетирования и интервьюирования). Он направлен на установление социальной обусловленности правовых норм, выявление престижа права в обществе и эффективности правового регулирования. Статистический - анализ количественных показателей, отражающих состояние и динамику того или иного явления (преступности, уровня законности). Включает наблюдение за явлениями, свободную обработку данных, их анализ и применяется при изучении явлений, отличающихся массовостью и повторяемостью. Моделирования – мысленное создание моделей государственно-правовых явлений и манипуляция с этими моделями, направлен на поиск вариантов решения конкретных проблем. Кибернетический – прием, связанный с использованием понятий и техн-их средств кибернетики (понятий «управление» т. д.), используется для разработки автоматизированной обработки, хранения, поиска правовой информации. Сравнительно-правовой - основан на сопоставлении м противопоставлении правовых норм, правовых институтов и правовых систем. Сравнение может быть микро (сравнение элементов правовых систем), макро (сравнение в целом правовых систем). Формально-юридический - позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, юридическую практику и т. д. Социально-правового эксперимента - создание в экспериментальном порядке государственно-правовых явлений и проверка их "действий" в конкретных условиях.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.