Самое важное в посткоммуникативной стадии это оценить эффект и эффективность послания. Но ценить эффект и эффективность достаточно сложно, т. к. мы имеем дело с живыми людьми, а не с машинами. Варианты исследования эффективности воздействия СМК: 1)лабораторные исследования, устанавливающие некоторые зависимости между реакциями приемника на демонстрируемое сообщение визуального характера (механическая регистрация направления взгляда). Также это могут быть работы с группами на предмет осознания, интерпретации сообщения, с использованием семантического дифференциала. 2)Массовый опрос, когда по вербальному поведению опрашиваемых мы можем судить об их информированности, их оценках, предпочтениях, намерениях поступить, так или иначе с предметом сообщения. Во всех 2-х случаях объектом исследования становится скорее акт коммуникации, чем ее процесс. Если вернуться к самим наблюдаемым эффектам, легко заметить, что каждый из них поддается более широкой интерпретации. Так, говоря о когнитивном эффекте, Б. . Грушин подчеркивает значимость процесса, связывая его вообще с приращением знания. Для радио и телевидения важным эффектом информационного сообщения является развлекательный эффект.