Развитие средств массовой информации совпадает с социальным развитием общества, с его основными этапами. Так возникновение газет связано с укреплением буржуазии как класса. Спрос на информацию приводит к развитию средств информации. СМИ становятся инструментами реализации экономических, политических и культурных целей. СМИ являются основным инструментом политических взаимодействий и решений конфликтов в обществе. Именно пресса привела к появлению новых либеральных ценностей – либеральная демократия. За последние 40 лет появилось несколько концепций где роль СМК играет определенную социальную роль. Теоретические подходы: 1)Коммуникация и развитие. Возник после войны. Этнонациональные движения привели к тому что колониальная система рухнула и возникло много новых государств. Возникла концепция модернизации вновь создаваемых государств. Особо важное место занимали СМИ в процессе модернизации. Шрам интересовался социальными действиями, нормами ит. д. и как они влияют на развитие молодых государств. Важными составляющими должны быть экономическая и политическая активность. А главное препятствие – традиционные ценности. Новое можно привить через СМИ. Особая роль СМК определялась:- СМИ способствуют национальной интеграции- они обеспечивают связь внутреннего и международного рынка- они стимулируют (за счет рекламы) потребности в новых товарах и услугах- они мобилизуют ресурсы для развития- способствую проникновению ценностей 2)Теория зависимого развития (культурный империализм). Возник в ответ на 1, т. к. развивающиеся страны решили, что таким образом будут в большей зависимости. Теория модернизации далека от политических ситуаций, реальной жизни. 3)Концепция «плюрализм мировых коммуникаций». Тенденция связана с тем, что политические вопросы также как и идеологии и культуры, должны развиваться, но так как СССР пал, то возникли вопросы экономические. Стал меняться фокус работы массовой коммуникации, происходит изменение не только количественные, но и качественные. Важна экономическая составляющая.