Рельсовая травма. Взаимодействие человека и рельсового транспорта может быть различным: 1) переезд колесами движущегося рельсового транспорта; 2) столкновение человека с рельсовым транспортом; 3) падение с движущегося рельсового транспорта; 4) сдавление человека между вагонами; 5) сдавление между рельсовым транспортом и путевыми сооружениями; 6) травмы внутри вагонов. Неспецифические повреждения в большинстве случаев соответствуют сходным видам автомобильной и мотоциклетной травм. Основным механизмом их образования является удар частями движущегося транспорта. Специфической рельсовой травмой является комплекс повреждений, возникающих при переезде колесами движущегося рельсового транспорта тела человека, лежащего на рельсах. К специфическому комплексу повреждений относятся полоса сдавления, полоса обтирания и осаднения, отчленение конечностей и головы, расчленение тела. Ширина полосы сдавления (раздавления) соответствует ширине поверхности рельса и высоте выступа (реборда) колеса. Край полосы, образованный ребордой, более ровный ичет-кий, часто загрязнен (полоса обтирания). Край противоположной полосы, образованной наружной частью колеса, менее четкий и почти не загрязнен. Головка рельса образует полосу осаднения с четкими краями. Авиационная травма. Под авиационной травмой понимают комплекс повреждений, возникающих при действии внутренних и наружных частей самолета при его движении, а также при взрывах и пожарах. Авиационная травма разнообразна и классифицируется следующим образом: 1) травма во время полета; 2) травма при падении самолета на землю; 3) травма при нахождении самолета на земле. Основными повреждающими факторами при авиационной травме являются: 1) волна взрывных газов; 2) термические факторы; 3) химические факторы; 4) барометрические факторы; 5) встречный поток воздуха; 6) подвижные и неподвижные части самолета; 7) твердый грунт. Так, при взрыве самолета действуют три фактора: взрывная волна, термические и химические воздействия. В зависимости от центра взрыва на человека могут воздействовать полностью все факторы или частично. Особую опасность представляют химические факторы, когда возгораются краски, синтетические материалы конструкции самолета, изоляция электропроводки.