Инфляционный процесс связан с обесцениванием денег, проявляющимся в росте цен на товары и услуги и в нарушении денежного обращения. Из многообразия причин возникновения инфляции обычно выделяют две основных: монетаристическую (денежную) природу и немонетаристическую. Согласно монетаристическому подходу, инфляция всегда и везде является денежным явлением. Причина роста инфляции кроется в более быстром увеличении денежной массы по сравнению с ростом объема реального продукта. Монетаристическая концепция инфляции в наиболее четком виде представлена уравнением Фишера: MV = PQ, откуда P = MV / Q, где M – денежная масса, находящаяся в обороте; V – скорость обращения денег; P – уровень цен; Q – количество реальных товаров и услуг. Из данного уравнения для коротких интервалов времени выводится уравнение темпов роста Т рассматриваемых показателей: TP = TMTV / TQ. Из многогранной природы возникновения инфляция бывает открытая и подавленная. Открытая инфляция проявляется в следующих формах: 1) инфляция спроса, возникающая при избытке совокупного спроса, за которым не успевает производство, что приводит к резкому росту цен на потребительском рынке; 2) инфляция издержек производства возникает при росте цен на промежуточные товары (сырье, зарплата); 3) структурная инфляция, характеризующаяся макроэкономической межотраслевой несбалансированностью. Для оценки и анализа инфляции используется система показателей. 1) Дефлятор ВВП оценивает степень инфляции по всей совокупности товаров и услуг, производимых и потребляемых в государстве. Его определяют как отношение номинального ВВП (ВВПN) к реальному ВВП (ВВПR): I = ВВПN / ВВПR = ΣPtqt / ΣP0qt, где ΣPtqt – валовой продукт изучаемого периода в текущих ценах; ΣP0qt – валовой продукт изучаемого периода в ценах базисного периода. Реальный ВВП представляет собой физический объем производства конечных товаров и услуг, рассчитанных в ценах предыдущего года. 2) Индекс цен производителя измеряет инфляцию в отношении товаров потребительского и производственного назначения. 3) Индекс потребительских цен измеряет инфляцию исключительно потребительских товаров и услуг, приобретаемых конечными покупателями.