Показатели рынка продуктов характеризуют его состояние и отражают индивидуальные рыночные явления и процессы, сводные совокупности индивидуальных единиц (продавцов и покупателей) и взаимосвязи между ними. В системе показателей статистики рынка выделяются пять взаимосвязанных макроблоков, каждый из которых характеризует определенный рыночный процесс. Состояние и формирование рынка (рыночная конъюнктура) (блок 1) – предназначен для общей характеристики рыночной ситуации. Он охватывает главные категории рынка – спрос и предложение, отражает масштабы и главные пропорции рынка, уровень деловой активности, цикличность развития, интенсивность конкуренции, устойчивость рынка и степень риска. Уровень и изменение цен (блок 2) – характеризует важный элемент рыночного механизма – цены. Наличие и движение товаров (блок 3) – отражает процесс обмена товаров на деньги. Он охватывает четыре группы макропоказателей: товародвижения, товарооборота, товарных запасов и товарооборачивае—мости. Торговая инфраструктура (блок 4) – является комплексным и характеризует материальное, техническое, информационное, транспортное и трудовое обеспечение рыночного процесса. Эффективность рыночной деятельности (блок 5) – объединяет показатели экономического эффекта, экономической эффективности и социальных результатов рыночной деятельности. Товарооборот – процесс обмена товаров на деньги, стоимость товарной массы в соответствующих ценах; он равен денежной выручке продавца и денежным расходам покупателя. Валовой товарооборот – сумма всех продаж при условии перехода товара от одного владельца к другому. Чистый товарооборот – очищенный от повторного счета и представляющий конечный объем продаж. Оптовый товарооборот – реализация товаров на оптовом рынке. Розничный товарооборот – реализация товаров на потребительском рынке. В анализе динамики товарооборота широко применяется индексный метод. Динамика отдельного товара, учитываемого в натуральных единицах, оценивается индивидуальным индексом количества проданных товаров: !с = q ״/ q,v где l q – индивидуальный индекс количества проданных товаров; q ״ и q /0 – количество реализованного на рынке /го товара соответственно в базисном и текущем периодах. Анализ динамики товарооборота проводится с помощью индекса физического объема товарооборота: 1q = (2q1 P 0 ) / где q 1 – количество продажи продукции в текущем периоде; q 0 – количество продажи продукции в базисном периоде; P 0– цены за единицу товара в базисном периоде.