Прежде всего необходимо отметить, что и правовая система Украины находится на переходном этапе, и это, естественным образом, обусловливает существование различных путей ее дальнейшего развития. Существует несколько концепции политического и правового развития Украины. Согласно одной из них предполагает всестороннюю интеграцию в политической, экономической, культурной сферах в рамках Содружества Независимых Государств, что предполагает формирование единого правового пространства. Сторонники этой концепции предполагают, что правовая система Украины естественным образом в силу исторических, этнических, религиозных и менталитетных особенностей тяготеет к евразийской правовой системе. Согласно другой концепции предлагается всесторонне включиться в общеевропейские интеграционные процессы. Предлагается формировать единое политическое, экономическое, и конечно, правовое пространство не в рамках СНГ, а в рамках Европейского Содружества. По мнению некоторых авторов внедрение отдельных западных идей уже создало серьезные проблемы для существования правовой системы Украины. Например, прямое действие закона, что привело к нескончаемому потоку законотворчества, а также идея приоритета ратифицированных нормативов международных договоров над нормами внутреннего права. Проблема сохранения национальной правовой культуры, которая базируется на функционировании правовой системы, является достаточно актуальной, особенно с другой стороны необходимо учитывать всеусиливающееся тенденции интеграции, взаимодействия и взаимозависимости государств, стран и народов и на фоне активного диалога правовых культур. Проблема классификации правовых систем и отнесения разных правовых систем к правовым семьям на сегодняшний день является не только правовым, но и политическим вопросам, ибо выбор того или иного направления развития правовой системы естественным образом предопределяет политический, экономический и социальный путь развития общества. На этой основе необходимо обратить внимание на место правовой системы Украины на правовой карте мира. Существуют аргументы в пользу существования евразийского права, которое отражает историческую реальность, правовую культуру, ментальность народа, и соотношение власти, права и личности. По мнению некоторых авторов у нас есть основания отнести правовую систему Украины к евразийскому праву. Вместе с тем, довольствуясь этим, нельзя находиться в стороне от общемировых тенденций, в частности, гармонизации законодательства и унификации права в рамках региональных объединений. Существует мнение, согласно которому самостоятельное существование евразийской правовой семьи связано с сохранением национальной правовой культуры Украины, которая не может быть подорвана ни правовой аккультурацией на фоне осуществления идей вхождения в Европейский Союз и в Совет Европы, ни выстраиванием стен между правовыми системами, составляющими евразийскую правовую семью. Сохранение национальной правовой культуры Украины не противоречит стремлениям включения Украины в общеевропейские интеграционные процессы и структуры. На сегодняшний день трудно спорить с продуктивным результатом объединения усилий различных государств, которое достигается не в последнюю очередь благодаря формированию единого правового пространства. Формирование единого правового пространства в Европе, по мнению европейцев, не только не противоречит сохранению богатой правовой культуры Франции, Германии, Испании, Италии и других европейских стран, но и способствует диалогу культур этих народов континента, укрепляя собственные национальные культуры. Эффективность функционирования правовой системы Украины зависит от выбора сбалансированной и адекватной модели правового развития. В рамках этой модели не игнорируется историческое прошлое, не остаются незамеченными современные реалии, и достаточно ясно обрисовываются пути и возможности ее развития. Для успешного формирования и функционирования правовой системы необходима соответствующая правовая база. Главное место в этой конструкции отводится законотворческому органу. Законотворчество, осуществленное за период после провозглашения независимости, показывает определяющее влияние конъюнктурных политических, финансовых интересов на этот процесс. Вследствие чего принятые законы не всегда отвечают предъявляемым требованиям качества. Хотя их количество достаточно внушительно. Этим страдает даже относительно недавно принятая Конституция Украины. Функционирование современной правовой системы тесным образом взаимосвязано с успешным функционированием механизма государства, стержнем деятельности которого служит принцип разделения властей. Важнейшим условием эффективности функционирования правовой системы Украины является существование подленно независимой и действенной судебной системы. Независимость судебной системы является главной гарантией продвижения общества по правильному пути. Еще одной проблемой на этом пути является отставание процессуального права от материального, поскольку эффективность материального права определяется возможностью реального функ-ционирования процессуального права. Важным препятствием на пути правового развития Украины является неудовлетворенность уровнем правовой культуры общества (не только граждан, но и должностных лиц), ведь уважительное отношение к праву является важнейшим условием его функционирования и показателем реальной правовой культуры. Как мы уже отмечали, эти проблемы носят временный характер и являются следствием трудностей переходного периода. Несмотря на существующую сплошную критику идей марксизма, нельзя воз-разить против важной роли материального положения и экономического состояния общества не умаляя роль духовных и культурных факторов. Поэтому с преодолением экономического кризиса будет сниматься много препятствий на пути успешного функционирования правовой системы Украины.