Средства обучения представляют собой целесообразно организованные методические пути для решения тех или иных образовательных задач. К средствам обучения относятся:живое слово учителя; виды искусства; наглядные пособия; технические средства обучения; собственная деятельность детей; педагогические ситуации; природная среда; окружающая обстановка. Средства обучения в коррекционно-образовательном процессе должны соответствовать процессам специального образования. Эффективность использования того или иного средства обучения зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов. Выделяют следующие функции средств обучения. компенсаторную;адаптивную;информативную;интегративную:инструментальную. 2. Слово учителя - важнейшее средство обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, основной. инструмент воспитывающего и обучающего воздействия ученика для его личностного, интеллектуального к деятельностного развития. В специальном образовании используются такие средства, как тактильная и жестовая речь. Тактильная речь (по определению Т. И. Галишниковой) представляет собой общение при помощи ручной азбуки, где каждая буква алфавита изображается пальцами руки знака — складываются в целостные речевые единицы. При передаче сообщения глухонемому его рука накладывается на руку говорящего, и он с опорой на тактильные ощущения) "считывает" передаваемую информацию. Жестовая речь имеет две разновидности:разговорная - употребляется как средетпо неофициального межличностного общения;калькирующая - каждый жест эквивалентен слову; порядок жестов такой же, как и порядок слов в предложении. Зрительное восприятие устной речи " "чтение с лица", или чтение с губ, — используется в качестве средства, упрощающего процесс восприятия информации. Пиктографическое (символьное) письмо выступает средством) общения с липами, имеющими тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата, сопряженные с невозможностью речевой деятельности. 3. Музыка, живопись, декоративно-прикладное искусство — эффективные средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в специальном образовании. Направления в применении различных видов искусства в коррекционно-педагогическом процессе (по Т. И. Галишниковой):психофизиологическое — коррекция психосоматических нарушений;психотерапевтическое — воздействие на когнитивную и эмоционально-волевую сферы;регулятивная, коммуникативная функции;социально-педагогическое — развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественного кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве. Реализация этих направлений осуществляется через определенные методики, которые используются в артпедагогике и в арттерапии. 4. Функцию средства обучения выполняет собственная художественная деятельность детей:- художествен но-речевая;- театрализован но-игровая и др. Это помогает:развитию речи, общения;познанию прекрасного;раскрытию творческого потенциала личности. Проектирование содержания специального образования осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия, предназначенные для использования в коррекционно-образовательном процессе. Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, соответствующий требованиям специального образовательного процесса. Он должен содержать (по определению Т. И. Галишниковой):- пропедевтические или дополнительные разделы, фрагменты учебного материала для заполнения пробелов в знаниях об окружающем мире в соответствии с характером нарушения развития:- средства актуализации знаний и личного опыта, активизации познавательной деятельности и мотивации учения;- средства для развития речи и мышления ребенка в соответствии с особенностями его недостатков:- средства для коррекции и активизации сенсомоторного развития;- задания, упражнения для становления навыков предметно-практической деятельности;- упражнения, направленные на формирование компенсаторных1 механизмов. 6. В специальном обучении особую роль играют средства наглядности:- реальные объекты (предметы, явления, процессы);- их изображения, с помощью которых можно сделать понятным для учащихся события, явления, процессы, не доступные непосредственному наблюдению;- модели изучаемых объектов и явлений. Дидактический материал, который активно используется в процессе, делится:на предметный;изобразительный;словесный. Дидактический материал должен быть составлен и подобран таким образом, чтобы наиболее полно соответствовать индивидуальным особенностям каждого ребенка с особыми образовательными потребностями. Средства словесной наглядности (записи на доске, орфоэпические материалы, словарики, схемы речевых высказываний и т. п.) способствуют речевому развитию детей с особыми образовательными потребностями. Использование в коррекционно-образовательном процессе моделирования значительно обогащает сенсорный опыт учащихся. Учитель должен творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения. 7. Технические средства обучения (ТСО) — необходимый, обязательный компонент коррекционно-образовательного процессаТСО включают приборы и устройства, служащие для повышения эффективности и качества обучения:- визуальные - диафильмы, диапозитивы и диапроекционная аппаратура;- ауднальные — звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура и фонограммы;- аудиовизуальные — видеозаписи, кинофильмы, телепередачи, кино-, видео- и телевизионная аппаратура;- манипуляционные — тренажеры;- автоматические — компьютерная техника и материалы. В современных условиях перспективным средством обеспечения специального образовательного процесса является компьютер, с помощью которого можно осуществлять диагностику. Коррекцию и обучение детей с отклонениями в развитии.