1. Законодательную и нормативную базу современного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями составляют:Закон РФ "Об образовании”Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" - введение новых государственных принципов российского образования, новая типология образовательных учреждений, изменения некоторых организационно-правовых аспектов специального образования. Дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), утв. Постановлением Правительства РФ от 01-0 7)95 № 67 7)Постановления Правительства РФ> инструктивные письма Министерства образования и науки РФ регулируют отдельные вопросы функционирования дошкольных учреждений системы специального образования. 2. Дети с отклонениями в развитии воспитываются в дошкольных образовательных учреждениях и в учреждениях "Начальная школа - детский сад" следующих видов:компенсирующего - обучение детей с теми или иными отклонениями в развитии; комбинированного — группы для нормально развивающихся детей и группы компенсирующего вида; общеразвивающего — в условиях интегрированного (совместно с нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной поддержке ребенка с отклонениями в развитии. Широкое распространение интегрированного обучения в детских садах общеразвивающего вида в современных условиях не представляется возможным из-за отсутствия необходимой для этого материально-технической базы, кадрового обеспечения и др. Специалисты считают, что модели интеграции сегодня могут быть реализованы в обще развивающих группах детских садов комбинированного вида и в центрах развития ребенка, где легче создать соответствующие условия. Кроме того, существуют:группы кратковременного пребывания — для дошкольников с отклонениями в развитии, которые воспитываются в домашних условиях;образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа — для детей, нуждающихся в длительном лечении; I учреждения дополнительного образования — центры дополнительного образования, детские оздоровительные центры различного профиля и др. Наиболее приемлемая организационная форма для обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, которые особенно тяжело переживают трудности перехода к школьному! обучению, — образовательное учреждение "Начальная школа ~\ детский сад". Основная его цель — осуществление образовательного процесса путем обеспечения:преемственности между дошкольным и начальным образованием;оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья; физического и психического развития детей. Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются" в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного (как отмечает Ю. В. Морозова). Обучение и воспитание в этих учреждениях осуществляется в соответствии с действующими коррекционно-развивающими программами для каждой категории детей с отклонениями в развитии. Наполняемость групп зависит от вида нарушений и возраста. По возрасту— две возрастные группы:- до 3 лет;- старше 3 лет. По видам нарушений:- с тяжелыми нарушениями речи — до 6 и 10 чел. (т. е. для первой группы — до 6 чел., для второй — до 10 чел.);- для часто болеющих — до 10 и 15 чел. ;- со сложными (комплексными) дефектами — до 5 чел. для обеих возрастных групп;- с иными отклонениями в развитии - до 10 и 15 чел. (соответственно) и т. п. 5. Группы кратковременного пребывания предназначены для дошкольников с отклонениями в развитии, которые воспитываются в основном в домашних условиях. В этих группах осуществляется:- психолого-педагогическая помощь детям;- консультативно-методическая поддержка родителей;- социальная адаптация детей;- формирование предпосылок учебной деятельности. Занятия проводятся индивидуально или подгруппами (2-3 ребенка) в присутствии родителей в удобное для них время. Продолжительность занятий — 5 часов в неделю. 6. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, — центры:- диагностики и консультирования;- психолого-медико-социального сопровождения;- психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др. Обслуживают разные возрастные категории - от 3 до 18 лет. В этих центрах находятся дети:- с высокой степенью педагогической запущенности;- с нарушениями эмоционально-волевой сферы;- подвергшиеся насилию;- вынужденные покинуть семью;- из семей беженцев, вынужденных переселенцев. Основные направления деятельности данных учреждений по отношению к дошкольникам:- диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении;- образование детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, с состоянием соматического и психического здоровья;- организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;- психокоррекционная и психопрофилатическая работа;- проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий. 7. Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа: санаторные школы-интернаты;санаторно-лесные школы;санаторные детские дома для детей-сирот и Детей, оставшихся без попечения родителей. Предназначены для детей, которые нуждаются в длительном лечении. 8. Дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекцийных) школах и школах-интернатах создаются для детей с выраженными отклонениями в развяжи. Образовательные программы в этих отделениях, как отмечает Ю. В. Морозова, рассчитаны на года, в течение которых у ребенка формируются предпосылки учебной деятельности в необходимой коррекционно-развивающей среде. 9. Постоянно действующие психолого-медико-педагогаческие комиссии (ПМПК) осуществляют комплектование дошкольных образовательных учреждений специального назначения, а также решают вопросы перевода и направления ребенка в то или иное учреждение (группу).