Концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями сформировалась в конце XIX - начале XX вв. под влиянием философии ценности (В. Штерн, А. Мессер, Г. Риккерт) и была распространена до середины XX в. Основы концепции социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями: идея о социальной полезности человека; школа обязана воспитать активного и полезного члена общества) ребенок с ограниченными возможностями должен своим дом обеспечивать собственное существование; ценность специального образования — приобщение к общественно полезному производительному труду путем коррекции и компенсации дефекта;общество корректирует человека с ограниченными возможностями, считая его неполноценным. В 20-40-е гг. XX в получили определенное распространение идеи расовой биологии, расовой гигиены, социал-дарвинизма,национал-социализма. Их ведущие положения:поддержка лиц с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии бесполезна;стерилизация - путь достижения биологической "чистоты" расы; необходимо физическое уничтожение "неполноценных" людей. В нашей стране общество и государство по отношению к человеку с ограниченными возможностями на протяжении многих десятилетий занимало ограничительно-покровительственную, патерналистскую позицию. Сущность патерналистской концепции:приоритет интересов общества над интересами отдельной личности;люди с ограниченными возможностями — социально "малоценные", "граждане второго сорта";существование образовательных учреждений интернатного типа, преимущественно закрытых;характер специального образования не способствует достижению высокого уровня социальной адаптированности; слабая правовая защита лиц с ограниченными возможностями; неконкурентоспособная позиция на рынке труда; приучение к низкому качеству жизни, воспроизведение культуры бедности, маргинализация (вынужденное сужение возможностей участия в социальной жизни) лиц с ограниченными возможностями;нарушение нормальных взаимоотношений человека, имеющего отклонения в развитии, с соииокультурным окружением; формирование иждивенческих установок у людей с ограниченной трудоспособностью. Общие положения современной концепции социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями:приоритет интересов личности над интересами общества; достижение человеком максимальной самостоятельности и независимости (независимый образ жизни); независимая жизнь — независимость в широком смысле; - право на независимую жизнь человека с ограниченными возможностями должно быть закреплено законодательно и обеспечено экономически;- комфортность бытия человека с отклонениями в развитии;- у детей с особыми образовательными потребностями должны быть сформированы необходимые базовые навыки в сфере жизнеобеспечения, самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации, развитие которых будет продолжено на следующих возрастных этапах. Формирование указанной концепции началось с 1948 г., когда была принята "Всеобщая декларация прав человека". Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 г. :- должен меняться не только человек с ограниченными возможностями, но и общество, которое должно помочь людям бороться с недугами, предоставить для всех равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности;- интеграция в общество — самый перспективный способ решения социокультурных проблем лиц с ограниченными возможностями;- коммуникация — важное условие полноценной социализации лиц с ограниченными возможностями, которые испытывают существенные затруднения в процессе социального общения;- рекреационный потенциал человека, имеющего отклонения в развитии, также ограничен, поскольку необходима эффективная организация досуговой деятельности, способствующая полноценному восстановлению жизненных сил и здоровья. В современных рыночных условиях особую актуальность приобретает проблема жизнеобеспечения. Понятие жизнеобеспечения включает:- активное участие человека с ограниченной трудоспособностью в производительном труде;- ведение домашнего хозяйства;- максимально полное самообслуживание. Постепенно концепция социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями осваивается российской системой специального образования: по мнению отечественных ученых, люди с ограниченными возможностями должны быть интегрированы в общество на их собственных условиях, а не приспособлены к правилам мира здоровых людей (В. М. Астапов, О. И. Лебединская, Б. Ю. Шапиро.