Развитие отечественной олигофренопедагогики: 1/ в 1854г. доктор Ф. Пляи открыл первое в РОССИИ образовательное учреждение для умственно отсталых детей (Рига);- создание специальных учреждений;- врачебно-воспитательное заведение И. В. Маляревского;- приюты и школа Е. К. Грачевой;- вспомогательные классы М. п. Постовской;- школа-санаторий для дефективных детей под руководство» В. п. Кащенко (1908, Москва). В. п. Кащенко — первые методические руководства по работе с отсталыми детьми; пропаганда всеобщего обучения и воспитания аномальных детей; организация научных исследований по дефектологии;В. М. Бехтерев, П. Ф. Лесгафт, Г. И. Россолимо — сближение педагогики с медицинской наукой, усиление естественнонаучной основы обучения и воспитания умственно отсталых детей: после 1917 г. обучение и воспитание аномальных детей — задача общегосударственной системы образования; Л. С. Выготский - концепция о возможности и необходимости ослабления интеллектуального дефекта развитием и совершенствованием высших психических функций; установка на поиск потенциальных возможностей познавательного и личностного развития умственно отсталого ребенка;30—70-е гг. — интенсивное развитие отечественной олигофренопедагогики;Л. В. Занков, А. Н. Граборов, Г. М. Дульнев, А. Р. Лурия, Ж. И Шиф, Б. И. Пинский, ВТ. Петрова, ИМ. Соловьев, С. Я- Рубинштейн, В. И. Лубовский, Г. Е. Сухарева, М. С. Певзнер и др. — исследование различных проблем обучения и воспитания, разработка путей коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых детей;открытие первых детских садов для аномальных детей, интенсивное развитие дошкольной олигофренопедагогики - 70-е гг. Современное состояние вопроса:разработка путей и методов оказания коррекционной помощи умственно отсталым детям младенческого и раннего возраста (Е. А. Стребелева, Ю. А. Лазенкова, Г. А. Мишина и др.); совершенствование содержания, методов и приемов обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста (Л. Б. Баряева, Л. И. Аксенова, М. Н. Перова и др.); современные технологии обучения умственно отсталых детей (Г. В, Цикото, А. А. Еремина, А. Р. Маллер и др.); распространение идей интеграции (создание специальных групп, классов при образовательнш учреждениях общего назначения); специальные детские сады для детей с нарушением интеллекта, специальные (коррекционные) школы VIII вида — самые распространенные формы организации обучения и воспитания умственно отсталых детей.