По определению М. И. Еникеева, потребность — это испытываемая человеком необходимость устранения отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как для биологического существа, индивида и личности. В связи с этим особые образовательные потребности — это потребности в организации специального педагогического процесса, позволяющею преодолевать имеющиеся ограничения возможностей, поскольку ребенок с отклонениями в развитии не готов к. усвоению общеобразовательных программ вследствие ограничения возможностейОсобые образовательные потребности имеют социогенный характер. 2. Специальный образовательный процесс протекает в специальных образовательных условиях, которые, как отмечает Н. М Назарова, включают в себя:- наличие современных специальных образовательных программ (общеобразовательных и коррекционно-развиваюших);- учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации процесса, применении специальных методов и средств образования, компенсации и коррекции;- адекватную среду жизнедеятельности;- проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами и психологическое сопровождение образовательною процесса специальными психологами;- предоставление медицинских, психологических и социальных услуг. 3. Лица с особыми образовательными потребностями могут осваивать разные уровни образования — это зависит:- от имеющихся интеллектуальных возможностей;- качества и своевременности получения специальных образовательных условий. Глубоко умственно отсталые дети осваивают в основном программы средового и социального адаптация. Другие категории лиц с отклонениями в развитии (слабослышащие, незрячие и др.) способны получить общее среднее образование, среднее и высшее профессиональное образование. 4. Содержание специального образования — педагогически адаптированная система умений и навыков, опыта творческой деятельности и отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие ребенка с особыми образовательными потребности. Содержание специального образования обусловлено спецификой отклонений и возрастными особенностями. 5. Специальный образовательный стандарт (государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья —нормативный документ, определяющий и содержание специального образования лиц с особыми образовательными потребностями. На специальном образовательном стандарте основывается разработка содержания специального образования. Он отражает требования к общеобразовательной подготовке, коррекционно-развивающей, профилактикой и оздоровительной работе, а также к трудовой и начальной подготовке лиц с особыми образовательными потребностями (Н. М. Назарова). Стандарт включает два компонента- федеральный — обязательный минимум содержания образовательных программ;- национально-региональный — устанавливает конкретные условия и особенности образования. Стандарты специального образования рассчитаны на весь период социализации человека с ограниченными возможностями. При разработке требований стандарта учитываются недостатки развития:- общие для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями;- характерные для определенной категории данных лиц. Общие нарушения:замедленное и ограниченное восприятие; недостатки развития моторики;недостатки речевого развития;недостатки развития мыслительной деятельности;недостаточная познавательная активность;пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;недостатки в развитии личности. Для преодоления указанных нарушений развития предусматриваются. изменения в содержании общеобразовательных предметов;специфические учебные предметы (например, для слепых детей — занятия по обучению ориентировке в пространстве и развитию мобильности и др.).