Периоды развития организма ребенка:эмбриональный период, первый год жизни; возраст 2—3 года;возраст 3-5 лет;возраст 6—10 лет. 2. Особенности эмбрионального периода:- организм очень восприимчив к неблагоприятным факторамокружающей среды;- могут возникнуть различные дефекты;- от 30 до 60% эмбрионов не способны к дальнейшему развитию, что привели г к самопроизвольным выкидышам. 3. Первый год жизни ребенка — основа его адаптации к внешнему окружению. Особенности этого периода развития:в процессе родов - обретение новорожденным относительной независимости;нервная система отличается гибкостью и пластичностью;развитие сенсорных и моторных функций:включение рефлексов (защитные, ориентировочные, сосательные, отталкивания), обеспечивающих функционирование основных систем организма:постоянная стимуляция органов чувств (анализаторов) - норма; признак поражения определенных структур головного или спинного мозга - недоразвитие или отсутствие врожденных рефлексов, их появление раньше срока;проявление зрительного сосредоточения на предметах (на 3-4-й неделе первого месяца);развитие слуховых реакций (в этот же период);увеличение зрительного сосредоточения, появление самостоятельною поворота глаз, локализации звука в пространстве, зрительное восприятие - ведущее в познании окружающего мира и в общении со взрослым (от 1 доЗ месяцев);формирование двигательных систем (под контролем какого-либо воспринимающего органа);обретение свободы передвижения. Возраст 2—3 года:формирование основ психической и речевой деятельности;самостоятельное хождение и координация;увеличение продолжительности контакта с окружающим миром и восприятия различных раздражителей. Возраст 3—5 лет:расширение спектра коммуникативных функций; овладение фразовой речью;приобретение "жизненного опыта", пока еще ограниченного; значительное увеличение роста (при рассогласовании функций нейроэндокринной и сосудистой регуляции). Возрастной диапазон от 6 до 10 лет:вторичное ускорение темпов роста, резкий скачок в физическом и психическом развитии (психомоторный сензитвный период);к 7-8 годам — интенсивное наращивание мышечной массы, ускорение развития мелких мышц верхних конечностей;к 10 годам — соответствие моторики и координации движений ребенка таким же процессам взрослого человека; заканчивается рост черепа; совершенствуется нервная система, происходит функциональное развитие корковою отдела больших полушарий головного мозга.