Особая отягощенность условий раннего развития ребенка со сложным дефектом — общая закономерность данной категории детей. Наличие нескольких первичных нарушений - причина недоразвития отдельных функций (предметные действия, формированиеобразов предметов, пространственная ориентировка, моторика, эмоционально-чувственный контакт со взрослыми, общение), а также общей вдержки психического развития. В. Н. Чулков отмечает, что задачи последующей компенсации аномалий развития становятся более всеобъемлющими не только в силу сложности нарушения, но и в силу существенного отставания в развитии, связанного с упущенными возможностями ранней компенсации дефекта. Необходимо — выявить пути развития ориентировочной деятельности ребенка, реальные и перспективные направления компенсации сложного дефекта; вывести ребенка из культурного тупика, из ситуации изолированности от окружающего мира (материально-предметного и социального). Принципиально важным является вопрос о степени сохранности интеллектуального развития,2. Условия, обеспечивающие усвоение слепоглухонемым ребенком знаний и формирование у него специфически человеческого поведения (проф. А. И. Мещеряков, 197 4):- практические действия с предметами (в том числе орудийные);- использование социальных способов действия с вещами, входящими в непосредственное окружение человека; %- направленность действий на удовлетворение потребностей ребенка. 3. Данные условия — основа психолого-педагогической организации жизни ребенка со сложным дефектом. Первые средства общения с ребенком — жесты, обозначающие предметы и действия. В последующем от отдельных жестов переходят к тактильным словам, воспринимаемым посредством осязания. На базе дактилологии при помощи специальных приемов слепоглухонемых обучают рельефно-точечному шрифту Брайля и, если позволяет остаточное зрение, плоскопечатному шрифту. Формирование устной речи ведется главным образом с использованием осязания. Для обучения детей школьного возраста применяют специальные технические средства обучения — для детей, с остаточным зрением - визуальные дисплеи. Специальное образование — решающий фактор социально?реабилитации учащихся со сложными нарушениями развития. Содержательные области специального образования, имеющие наиболее существенное значение:- трудовое обучение (включая бытовой труд и домоводство); I/ профессионально-трудовое обучение;- социально-бытовая ориентировка. 3. Система помощи детям со сложными нарушениями в нашейстране находится в стадии становления. Специальную помощь некоторым категориям детей со сложными нарушениями оказывают отдельные учреждения системы Министерства здравоохранения и социального развития России. В детском доме для слепоглухих (г. Сергиев Посад Московской области) воспитываются и обучаются дети с комбинированным нарушением зрения и слуха, а также с множественными нарушениями. Возраст воспитанников - от 3 до 18 лет. Учреждение рассчитано на 100 детей. Специфика работы детского дома:- осуществляется общеобразовательная и трудовая подготовка детей, их нравственное воспитание, умственное и физическое развитие;- решаются специальные задачи - формирование познавательной и практической деятельности воспитанников;- развитие их пространственной ориентировки;- обучение словесной речи в ее различных формах;- включение слепоглухонемых подростков в социально-бытовое окружение;- освоение доступной профессии. Обучение и воспитание проводится по специальным учебным планам и программам, разработанным в Институте коррекционной педагогики РАО (учебные занятия в классе — 30 часов в неделю; внеклассные занятия). Широко используются специальные технические средства (звукоусиливающая аппаратура, оптические средства, телетакторы для общения слепоглухих). В детском доме функционируют:- дошкольное и школьное отделения;- учебно-трудовые группы;- группы для детей с множественными нарушениями. После окончания школы выпускники могут продолжить свое образование в специальных вечерних школах. Трудоустройство слепоглухих выпускников - острая проблема сегодняшнего дня. Организуются новые перспективные профили трудового обучения:- изготовление мягкой игрушки;- керамика;- декоративное творчество и др. Наряду с государственными специализированными учреждениями, оказывающими помощь детям со сложным дефектом, в нашей стране создаются частные организации, занимающиеся проблемами обучения и воспитания данной категории детей:- Ассоциация "Даун-синдром" (Москва);- Центр лечебной педагогики (Москва);- Центр психолого-педагогической реабилитации "Родник" (Москва);- Школа святого Георгия (Москва);- Лечебно-педагогический центр (Псков) и др. Дети со сложным дефектом развития чаще всего получают ограниченное по времени надомное образование или находятся в обычных классах специального образовательного учреждения.