Современные социально-экономические условия диктуют необходимость создания в нашей стране системы ранней ной помощи детям с отклонениями в развитии. Специалисты отмечают:- снижение воспитательного потенциала семьи (ослабление нравственно-этических норм, традиций; возрастание напряженности отношений в семье и т. п.);- ухудшение состояния здоровья детей (до 80% новорожденных - физиологически незрелые; около 70% — имеют диагностированное перинатальное поражение нервной системы);- увеличение рождаемости недоношенных детей с критически низкой массой тела — от 700 до 1 100 г. 2. Реформирование системы специального образования позволит осуществить:- максимально ранее выявление и диагностику особых образовательных потребностей ребенка и его семьи;- максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи;- построение всех необходимых коррекционно-педагогических программ обучения, использование специфических методов, приемов, средств обучения;- обязательное включение родителей в коррекционный процесс на основе выявления положительных сторон семьи и активизации ее реабилитационного потенциала. 3. В США и странах Европы создание систем и программ ранней помощи началось с 70-х гг. XX в. Ранняя помощь была ориентирована на удовлетворение социальных потребностей нормально развивающихся детей и детей с риском отставания в развитии от рождения до 3 лет. В США помощь детям в семьях групп риска осуществляется по следующим направлениям:- оценка уровня развития ребенка;- консультация семьи;- специальная система образования родителей;- организация развивающей среды для младенцев;- охват образованием различных сфер развития младенца. Службы социально-педагогической помощи проблемным детям младенческого и раннего возраста решают такие задачи:- выявление специальных образовательных потребностей детей в связи с нарушениями развития в той или иной сфере; развитие специальной системы образования родителей;- организация развивающей среды;- социальное и психологическое сопровождение ребенка и семьи; I/ координация всех видов помощи, оказываемой ребенку в семье. Происходило параллельное становление системы раннего психотерапевтического воздействия (одновременная работа с роди-. .,; гелями и младенцами). В нашей стране пока сделаны первые шаги по организации государственной системы ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии. Такую помощь получают, например, дети с нарушенным слухом. В Санкт-Петербурге реализуется городская социальная программа "Абилитация младенцев". 4. Необходимо разработать стратегию и тактику создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям. По мнению Ю. А. Разенковой, опорным структурным элементом государственной системы должны стать региональные, городские и муниципальные центры и учреждения, создаваемые на основе семейно-ориентированного и междисциплинарного подходов к организации деятельности.