1. Лица с выраженной интеллектуальной недостаточностью имеет право на образование, закрепленное в ряде международных правовых документов. До 70-х гг. детей с нарушениями умственного развития считали необучаемыми. В настоящее время в странах Западной Европы и США таких детей подразделяют на две категории:обучаемые — способные к обучению в условиях школы общего назначения на основе адаптированной индивидуальной образовательной программы;тренируемые — нуждающиеся в специально организованном образовательном процессе. Обучаемый ребенок с выраженным интеллектуальным нарушением должен адекватно вести себя среди других детей и овладеть простейшими учебными навыками. Подготовка детей с глубокой умственной отсталостью к интеграции в массовую школу осуществляется в специальных центрах' обучения родителей, в детских садах (по сведениям А. А Ереминой). Родители могут обучать своих детей, имеющих нарушения интеллекта, как в государственных образовательных учреждениях, так и в частных. Зарубежные специалисты разрабатывают программы раннего вмешательства в развитие, которые предназначены для обучения глубоко умственно отсталых детей. Эти программы имеют тренинговый характер и направлены на отработку отдельных элементов познавательной деятельности (чтение, письмо, рисование). При их применении коэффициент интеллектуального развитиявозрастает, дети овладевают глобальным чтением (целыми словами), но ограниченные возможности моторики не позволяют им перейти к письму. В вальдорфских детских садах пытаются развивать (независимо от степени выраженности нарушения интеллекта) эмоционально-положительное отношение к окружающим. В ряде европейских стран аномальные дети обязательно обучаются в лечебно-педагогических учреждениях. "Необучаемых" развивают в условиях практической деятельности-Особенности дошкольного обучения:комплектование групп осуществляется по уровню общего и интеллектуального развития;избирается определенный вариант обучающей программы, которая содержит минимально необходимые, доступные знания и навыки;главное внимание уделяется становлению социально-бытовых навыков. Дети с выраженной интеллектуальной недостаточностью имеют право на дальнейшее начальное обучение, которое включает овладение элементарными знаниями и умениями по чтению, письму и счету,Профессиональное обучение организовано в специальных группах при профессиональных училищах. Лица с выраженной интеллектуальной недостаточностью осваивают автослесарное дело, и металлотехнику, вязание, садоводство, уход за больными, уборку помещений и др. Система "защищенного" труда обеспечивает умственно отсталых людей рабочими местами: в учреждениях, мастерских, специализированных трудовых центрах, на заводах и фабриках. Службы социального попечения и защита: осуществляют патронажную поддержку лиц с нарушением интеллекта. 2. В России обучение и воспитание детей с нарушением интеллектаосуществляется по Программе обучения глубоко умственно отсталых детей школьного возраста (198 1) и Программе обучения и воспитания детей с выраженными интеллектуальными нарушениями дошкольного возраста (199 3). ;Основное содержание этих документов:развитие и коррекция всех психических функций детей;расширение круга представлений и понятий; развитие речи;привитие элементарных санитарно-гигиенических навыков, простейших навыков самообслуживания, навыков личной и коллективной организованности;физическая закалка организма. Лицами с выраженной интеллектуальной недостаточностьюнанимаются учреждения Министерства здравоохранения и социального развития РФ. В дома-интернаты, согласно соответствующей инструкции, направляются и принимаются дети с умственной отсталостью в степени имбсиильности, идиотии и дебильности при наличии нарушений опорно-двигательного аппарата. В ряде городов (Москве, Санкт-Петербурге, г. Казани, Новгороде и др.) функционируют лечебно-педагогические центры. Там производится медико-психолого-педагогическая помощь умственно отсталым детям и обучение родителей таких детей. Следует отметить развивающуюся тенденцию воспитания аномального ребенка в семейных условиях Программсодействия таким семьям реализуется Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Министерство образования и науки РФ проводит на базе двух специальных школ эксперимент по обучению и воспитанию детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями Данной категории детей предлагаются основные разделы общеобразовательных предметов и специальные занятия - ознакомление с окружающим миром и социально-бытовая ориентировка. В нашей стране необходимо развивать это направление специального образования, а также создавать условия для профессиональной подготовки и трудоустройства лиц с нарушением интеллекта.