1. Специальная педагогика — это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых затруднительно или невозможно образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи обще педагогических методов и средств. Специальная педагогика — составная часть педагогики, одна из ее ветвей. Как научная дисциплина наряду с обще педагогически ми терминами использует собственный понятийный аппарат. Термины "специальная педагогика" и "специальное образование" являются общепринятыми в современной международной теории и практике. В США понятие включает образование всех детей, отличающихся от общепринятой нормы, в том числе одаренных. 2. Дефектология - наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. Термин "дефектология" происходит от лат. (недостаток) и греч. 1о%о5 (слово, учение). Использовался в нашей стране на протяжении 70 лет в качестве титульного названия теоретической и практической области специального образования лиц с отклонениями в развитии. За рубежом вместо понятия "дефектология" применяются более ограниченные понятия "специальное обучение" и "лечебная педагогика", имеющие главным образом практическую направленность. Основные области дефектологии:- сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих, глухонемых и слабослышащих);- тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и); олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых)- логопедия (теория и практика преодоления нарушений развитие речи). Становление и научное оформление дефектологии связано с развитием педологии, обогатившей педагогику концепция всестороннего изучения развивающейся личности ребенка. 3. Коррекционная педагогика — отрасль педагогической науки, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы" и средства образования, воспитания и коррекции детей и взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии. Термин "коррекционная педагогика" введен в начале 90-х гг. XX в. в качестве альтернативы понятию "дефектология". По мнению Н. д. Никандрова и Г. Б. Корнетова, в современной России коррекционной педагогикой именуются в совокупности дефектология и ее составляющие. 4. В определении понятия лечебной педагогики среди специалистов до сих пор нет единого мнения. С. А. Козлова и Т. А. Куликова называют лечебной педагогикой интегрированную медико-педагогическую науку, основным пред- е мегом которой является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками. -Л"3 Проблема щадящих педагогических технологий возникла в связи с ростом заболеваемости среди детей школьного возраста,': проникновением в школьную среду таких негативных явлений, как наркомания и токсикомания. Существует также толкование термина "лечебная педагогика" как лечение больных педагогическими методами. Однако Ю. В. Морозова считает, что оно устарело, не отражает сущности изучаемой предметной области и поэтому мало употребляется в современной отечественной педагогической науке.