1. Проблема компенсации функций является основной для специальной педагогики. Компенсация психических функции — возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных. При этом возможно вовлечение в ее реализацию новых нервных структур, ранее не участвовавших в осуществлении данных функций. Эти структуры функционально объединяются на основе выполнения общей задачи. 2. Существуют два типа компенсации психических функций:- внутрисистемная, осуществляемая за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур;- межсистемная, связанная с перестройкой функциональной системы и включением в работу новых нервных элементов и других нервных структур. У человека наблюдаются оба типа компенсации. Они имеют большое значение в случаях преодоления врожденных или рано возникших дефектов развития. 3. Теории компенсации:- по А. Адлеру;- по Л. С. Выготскому. А. Адлер:- компенсация — повышенное, компенсаторное развитие физических, психических и личностных компонент, возмещающее некоторый недостаток, реальный или мнимый;- формирование личности происходит в основном в первые 5 лет жизни ребенка;- человек — биологически не приспособленное существо с изначальным ощущением неполноценности, которое усиливается при наличии физического или сенсорного дефекта, являющегося стимулом к сверхкомпенсации;- основной психологический закон превращения органической неполноценности: через субъективное чувство малоценности — в стремлении к компенсации и сверхкомпенсации, представляющих собой механизмы и средства нейтрализации и преодоления комплекса неполноценности. Л. С. Выготский:- компенсация — синтез биологического и социального факторов;- включение аномальных детей в разнообразную социально значимую деятельность, создание активных и действенных форм детского опыта; понятие структуры дефекта: первичное нарушение влечет за 1 собой вторичные отклонения в развитии и отклонения третьего порядка; многие вторичные отклонения (при разной пер- личной причине проявляются в младенческом, раннем и дошкольном возрасте, носят, как правило, системный характер и меняют всю структуру психического развития ребенка; подчинение специального воспитания социальному, их взаинезависимость; включение людей с различными нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает возможность формирования высших форм сотрудничества; "частные дефекты не делают еще носителя их дефективным"; компенсаторные возможности полностью раскрываются при условии осознания индивидом имеющегося дефекта, уровень компенсации определяется характером и степенью дефекта, резервными силами организма, а также социальными условиями. Типы нарушений психического развития (по В. В. Лебединскому): недоразвитие — ранее время поражения, незрелость мозга. Пример: умственная отсталость, психические функции недоразвиты, вынужденная недостаточность высших психических функций - мышления, речи;задержанное развитие - замедление темпов формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах, мозаичностъ поражения — наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохраненные; поврежденное развитие — более позднее, после 2—3 лет, патологическое воздействие на мозг Пример — органическая деменция: расстройства эмоциональной сферы и личности, нарушения целенаправленной деятельности, грубый регресс интеллекта; дефицитарнае развитие — тяжелые нарушения отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата; искаженное развитие. Пример - ранний детский аутизм: нарушение последовательности развития функций; дисгармоническое развитие - диспропорциональность психики в се эмоционально-волевой сфере. Функциональная локализация нарушения - выявляется вид нарушения: общий дефект или "частный дефект". Первый обусловлен регуляторными системами, второй — недостаточностью отдельных функций. Нарушения регуляторных систем в определенной степени влияют на все аспекты психического развития, частные нарушения нередко компенсируются сохранностью регуляторных или других систем);время поражения — определяется характер нарушения психического развития: чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явление "недоразвития психических функций", чем позднее — тем более возможны повреждения с распадом структуры психических функций);системное строение нарушения — характеризуются взаимоотношения между первичными и вторичными дефектами: вторичное нарушение — основной объект психолого-педагогической коррекции аномального развития. Вначале основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект, затем ведущую роль играют вторичные дефекты;- нарушения межфункциональных взаимодействий - появляются при аномалиях психического развития. Типы взаимодействия психических функций при нормальном развитии:- временная независимость функций — характерна для ранних этапов онтогенеза;- ассоциативные связи - чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе пространственно-временной близости;- иерархический тип — обладает пластичностью и устойчивостью, которые позволяют произвести компенсаторную перестройку- психической функции. Нарушения психического развития могут быть вызваны как 1 биологическими факторами (темперамент, зачатки способностей, особенности протекания внутриутробного периода родов), так и социальными (среда, неблагоприятные условия воспитания и др.) Л. С. Выготский подчеркивал единство и взаимодействие данных факторов в процессе развития. 5. Развитие психики детей подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка (вывод, сделанный Л. С. Выготским). Психическое развитие — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Общие закономерности развития психика:- цикличность психического развития (сложная организация во времени);- неравномерность психического развития (обусловлена активным созреванием мозга в определенные периоды, а также тем, что отдельные психические функции развиваются на базе ранее сформированных); пластичность нервной системы (на этом основана способность к компенсации); соотношение биологических и социальных факторов. Особенности развития психики:необратимость изменений;их направленность;закономерный характер. 6. Закономерности, общие для всех типов аномального развития:- снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;- трудность словесного опосредствованно;- замедление процесса формирования понятий. Существуют также специфические закономерности, характерные для всех нарушений физического или сенсорного развития. Пример: при умственной отсталости, общем недоразвитии и задержке психического развития наблюдается ретардация — незавершенность формирования психических функций данного периода. Наблюдаются закономерности, характерные только для конкретного вида нарушения. Пример: при нарушениях слуха у детей компоненты психики развиваются в иных пропорциях, чем у слышащих сверстников.