1. Характер образовательного процесса для детей с нарушен» интеллекта (умственно отсталых) — коррекционно-развивающий. 1Обучение и воспитание детей с легкими формами умственно отсталости направлены на максимальное преодоление (ослабление) недостатков познавательной сферы. Основные особенности образовательного процесса:- создание наиболее благоприятного гигиенического и охран* тельного режима;- индивидуальный и дифференцированный подход;- единство и постоянство требований школы (детского сада семьи);- приобщение детей к организованному, посильному для их ровья и возраста труду;- расширение чувственного опыта ребенка;- развитие его речи и познавательных интересов;- организация предметно-практической (рисование, лепка, конструирование и т. п.) и трудовой деятельности;- рациональное использование словесных, наглядных, практических методов;- на ранних этапах обучения — значительная по времени проперевтическая (подготовительная) работы (для развития у детей внимания, обогащения чувственного познания, формирован» фонематического слуха, исправления недостатков произвольных движений и т. д. — дети учатся выполнять правила поведения, обращаться с учебными принадлежностями, работ в коллективе);- сочетание упражнений, развивающих сенсорную и двигательную сферу ребенка, с остальными звеньями учебно-воспитательного процесса. 2. Коррекционная помощь детям раннего возраста может быть оказана в следующих учреждениях:- специальных яслях системы здравоохранения;- центрах раннего вмешательства;- центрах реабилитации и абилитации;- психолого-медико-педагогических консультациях;- домах ребенка (детям, оставшимся без родителей);- специализированных детских домах для детей с нарушением интеллекта (пребывание с 3— 4-летнего возраста). Результативность коррекционной помощи во многом зависит:- от раннего выявления умственной отсталости;- своевременного начала специального обучения. 3. Детям дошкольного возраста с нарушением интеллекта (умственно отсталым) в системе Министерства образования и науки РФ оказываются:- современная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь;- консультативно-методическая поддержка их родителей;- социальная адаптация;- формирование предпосылок к учебной деятельности. Учреждения, осуществляющие помощь:- дошкольные отделения (группы) специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;- дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых);- группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при специализированных дошкольных учреждениях коррекционного типа, созданные в соответствии с приказом Минобразования России "Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии" от 2 9)0 6)99 № 129/23-1 6)Цель дошкольного коррекционного воспитания — создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирования его позитивных личностных качеств. Программа " Коррекционно-развивающее обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта" (Е. А. Стребелева) предназначена для решения диагностических, воспитательных, коррекционно-развивающих и образовательных задачРазделы программы:здоровье (защита, сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка);социальное развитие ("Я сам", "Я и другие", "Я и окружающий мир"; подготовка ребенка к адекватной ориентировке в окружающей среде, становление навыков поведения); физическое воспитание и физическое развитие (совершенствование функций организма, полноценное развитие основных движений, двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики, развитие зрительно-двигательной координации); познавательное развитие (подразделы: развитие внимания; развитие тонкой ручной моторики и совершенствование зрительно-двигательной координации; сенсорное воспитание и развитие ориентировочной деятельности; развитие различных видов памяти, формирование мыслительной деятельности; ознакомление с окружающим; формирование элементарных математических представления; развитие основных компонентов рече-' вой деятельности; подготовка к обучению грамоте); формирование деятельности (предметная деятельность; игровая деятельность, продуктивные виды детской деятельности — рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд; элементы трудовой деятельности); эстетическое развитие (музыкальное воспитание и ритмика; изобразительное искусство; ознакомление с художественной литературой; театрализованная деятельность). Обучение детей школьного возраста с нарушением интеллекта осуществляется в специальных коррекционных учреждениях — школах VIII вида — по специальным программам на основе специального образовательного стандарта. Основные особенности образовательного процесса: главная задача - максимальная коррекция недостатков в процессе обучения, воспитания, специальных занятий по исправлению дефектов развития, социальная адаптация в условиях современного общества;преподавание общеобразовательных предметов — русского языка, чтения, математики, географии, истории, естествознания, физкультуры, рисования, музыки, черчения; проведение специальных (коррекционных) занятий — логопедические, социально-бытовая ориентировка, ритмика, лечебно-физкультурный комплекс, развитие психомоторики и сенсорных процессов;особое значение придается трудовому обучению, профессиональной подготовке (с учетом производственного окружения школы, возможностей проведения производственной практики и трудоустройства выпускников). Цель воспитательной работы — социализация воспитанников. Задачи воспитательной работы:формирование положительных личностных качеств, правильной оценки окружающих и самооценки, нравственного отношения к другим;повышение регулирующей роли интеллекта в поведении воспитанников. Многие выпускники специальных (коррекционных) школ VIII вида обустраивают свой быт, востребованы на рынке труда. Некоторые из выпускников не могут адаптироваться к современным условиям жизни. В связи с этим, как показывает зарубежный опыт, необходимо длительное социально-педагогическое сопровождение юношей и девушек с нарушением интеллекта. Коррекционно-воспитательная работа с глубоко умственно отсталыми детьми осуществляется, как правило, в детских домах-интернатах, находящихся в ведении органов социальной защиты, а в отдельных случаях - в специальных классах при специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебные занятия с этой категорией детей предусматривают: пропедевтику;обучение родному языку и Элементарному счету; воспитание навыков общения. Основные особенности образовательного процесса:существенное место занимают предметно-практическая деятельность, хозяйственно-бытовой труд и самообслуживание; начиная с 4-го года обучения проводится трудовая подготовка; большое внимание уделяется физическому и эстетическому воспитанию.