Функции специальных школ для слепых и слабовидящих детей:учебно-воспитательная;коррекционно-развивающая;санитарно-гигиеническая; лечебно-восстановительная; социально-адаптационная; профориентационная. Коррекционно-развивающая работа - важнейшая сфера деятельности специальных школ, включающая:развитие процессов компенсации;исправление и восстановление нарушенных функций;сглаживание недостатков познавательной деятельности;поиск потенциальных возможностей в становлении личности слепых и слабовидящих детей (М. М. Земцова, Ю. А. Кулагин, Л. И. Солнцева, В. п. Ермаков и др.). Отличительные особенности работы специальных школ для слепых и слабовидящих (соответственно III и IV видов): учет общих закономерностей и специфических проявлений развития детей с нарушением зрения;опора на сохранные возможности слепых и слабовидящих детей; модификация содержания образования в соответствии с особыми образовательными потребностями учащихся, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала, изменение темпов его прохождения;дифференцированный подход к детям, уменьшение наполняемости классов и групп, применение специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники;создание соответствующих санитарно-гигиенических условий пребывания слепых и слабовидящих учащихся;- организация лечебно-восстановительной работы;- всесторонняя подготовка слепых и слабовидящих школьников к жизни в современном обществе, в том числе к осознанному выбору рода профессиональных занятий. 2. Особенности обучения общеобразовательным предметам:- слепые и слабовидящие дети получают образование в объеме средней массовой школы (при некотором увеличении срока обучения);- специфика развития детей с нарушением зрения отражена в соответствующих образовательных программах, предусматривающих коррекционно-компенсаторную работу (развитие восприятия, конкретизация представлений, совершенствование наглядно-образного мышления, формирование приемов и способов самоконтроля и регуляции движений с использованием специальных форм, приемов и способов); увеличение учебного времени; широкое использование оптических приспособлений, тифлоприборов. рельефно-графических (для слепых) и плоскопечатных (для слабовидяших) пособий. Специальная программа по русскому языку:- увеличение продолжительности подготовительного периода (в начальных классах);- для слабовидяших на начальном этапе — формирование представлений на основе обогащения зрительного опыта учащихся, соответствия между словом и конкретным образом предмета, подготовка к письму;- для слепых - обучение чтению и письму по системе Брайля на основе использования тактильных ощущений;- формирование умения работы с рельефными дидактическими материалами. Программа по математике: увеличение подготовительного периода; формирование навыков и опыта ориентации в микро пространстве; развитие конкретных представлений о величине, форме, количестве, пространственном положении предметов и чертежи измерительных действиях. Ознакомление с окружающим миром и природоведение:для слабовидяших - увеличение количества предметных уроков, экскурсий и практических занятий; изучение зрения и его охраны; изучение специальных приемов и способов ориентирования и выполнения правил дорожного движения; специальные занятия по овладению правилами пользования тростью при передвижении;для слепых — формирование умений выделить элементарные сигнальные признаки предметов и объектов живой и неживой природы (при помощи осязания, слуха, обоняния, остаточного зрения); увеличение учебного времени на проведение опытов и наблюдений, предметных уроков, экскурсий. Программа по изобразительному искусству: обучение чтению и выполнению изображений, пластическому моделированию и декоративно-прикладной деятельности. Следует отметить, что обучение ребенка с нарушенным зрением в массовой школе — одна из острых проблем тифлопедагогики. Интеграция в школу общего назначения требует:- специальной подготовки педагогов;- оснащения учебного процесса;- создания системы помощи учителю и ученику со стороны специалистов-тифлопедагогов. 3. Трудовое обучение в специальной школе организуется с привлечением тифлотехнических средств. Профессиональная ориентация осуществляется на всех этапах обучения и воспитания и направлена на профессиональное самоопределение учащихся и выбор ими оптимального вида занятости с учетом потребностей и возможностей каждого воспитанника, а также социально-экономической ситуации на рынке труда. Этапы трудового обучения в специальной школе:- первоначальное трудовое обучение (1—4 кл.);- трудовая подготовка, осуществляемая на общеобразовательной основе, имеющей политехническую направленность (5—10 кл.);- широкопрофильная трудовая подготовка с переходом в профессиональную с активным вовлечением учащихся в общественно полезный производительный труд (11—12 кл.). 1-4 кл. :- самообслуживание;- хозяйственно-бытовой труд;- труд в природе;- ручной и художественный труд. - технический труд;- сельскохозяйственный труд;- обслуживающий труд. - сочетание трудового обучения с производительным трудом условиях школы и предприятия;- совершенствование профессиональной подготовки;- возможность получения начального профессиональною образования, специальности (токарь, оператор ЭВМ и др.),4. Воспитание учащихся:- способствует умственному, нравственному, эмоциональном; и физическому развитию личности;- раскрывает ее творческие возможности;- формирует гуманистические отношения;- обеспечивает разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Нередко к слепым и слабовидящим детям проявляют излишне сочувственное отношение, ограничивая их деятельность и активность и якобы гуманных побуждений, что приводит к осознанию ущербности, неверию в свои силы, к пассивности. Педагогически организованный восстановительный процесс в специальной школе направлен на раскрытие потенциальных возможностей личности ребенка с нарушением зрения, на формирование у него активной жизненной позиции, чувства собственного достоинства. Важную роль в развитии творческой активности слепых и слабовидящих детей играет эстетическое воспитание:- обучение детей рисованию, лепке, конструированию;- обучение пению, движениям под музыку;- развитие художественного творчества. Эстетическое воспитание способствует обогащению чувственного опыта, эмоционально сферы личности; влияет на познание нравственной стороны действительности, эстетическое отношение к окружающему миру. Особое значение придается специфическим методам физического воспитания слепых и слабовидящих, которое ведется дифференцирование и не только способствует общему укреплению здоровья, но и служит для коррекции двигательной сферы учащихся, их ориентировки в пространстве. Средства обучения слепых и слабовидящих:для слепых издается разнообразная литература с рельефно-точечным шрифтом (система Л. Брайля) - учебники, учебные пособия; научная и научно-популярная, детская, художественная, музыкальная и т, д. Рисунки, чертежи, схемы, другие иллюстрации — рельефные, воспринимаемые осязательно;для детей с остаточным зрением предназначены издания, сочетающие рельефную и цветную печать:для слабовидящих выпускают специальные учебники и учебные пособия с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями. В специальных школах III и IV вида используются тифлотехнические средства с целью коррекции или компенсации нарушенных зрительных функций, а также для развития и восстановления зрения:оптические (лупы, очки, моно- и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты);телевизионные;светотехнические и др. Разработаны различные по сложности устройства и приспособления — для вдевания нитки в иголку, специальные трости, приборы для ручного письма по системе Брайля, приборы для рельефного черчения и рисования, так называемые "говорящие книги", "читальные машины", а также свето- и магнитоэлектрические устройства, преобразующие световые сигналы в слуховые или тактильные. При программированном обучении слепых и слепоглухонемых применяются дефектологические обучающие машины и другие технические устройства типа тренажеров-репетиторов. С помощью ультразвуковых локаторов слепые могут свободно ориентироваться в пространстве. Лечебно-профилактическая, санитарно-гигиеническая, восстановительная работа - неотъемлемая часть коррекционно-образовательного процесса в специальных школах III и IV видов. Врачи-специалисты (окулист, педиатр, психоневролог) и средний медицинский персонал решают задачи максимального восстановления, улучшения и охраны зрения учащихся. Основные направления медицинского сопровождения: »/ консервативное лечение глазных заболеваний;- диагностика зрения;- активное плеоптическое и плеоптоортоптическое лечение;- назначение очковой коррекции;- создание офтальмологических условий пребывания слепых слабовидящих детей.