1. Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне (звукопроизношение, словарь, грамматический строй, связная речь) при нормальном' слухе и первично сохранном интеллекте. Р. Е. Левина выделяет три уровня речевого развития при ОНР:- первый уровень — полное отсутствие общеупотребительной речи;- второй уровень — частичная сформированность речи — незначительный словарный запас, грамматическая фраза;- третий уровень — развернутая речь с элементами недоразвития которые выявляются во всей речевой системе - словаре, грамматическом строе, связной речи, звукопроизношении. При нерезко выраженном недоразвитии отмечается лексико-грамматическая и фонетико-фонематическая несформированность речи. Особенности третьего уровня ОНР:- недифференцированное произношение звуков, замена звуков более простыми по артикуляции;- нестойкость замен, сочетание нарушенного и правильного произношения;- упрощения, сокращение, пропуски слогов — в многослословах; неточность употребления слов и словосочетаний;- нарушение лексической систематики;- затруднения в словообразовании и словоизменении;- преобладание имен существительных и глаголов в активном словаре; - затруднения при использовании абстрактной и обобщающей лексики, в понимании и употреблении слов с переносным смыслом. Таким образом, при общем недоразвитии речи наблюдается патологический ход речевого развития (в ряде случаев на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы). Основной контингент специальных коррекционных групп ~ дети с III уровнем ОНР. Коррекция их речи — длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения. 2. Под фонетике - фонематическим недоразвитием (ФФН) понимают нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Характерные особенности ФФН:- неправильное произношение отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков; недостаточное фонематическое восприятие нарушенных звуков;- затрудненность восприятия акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными фонемами;- в устной речи — отсутствие звука;- замена одного звука другим;- смешение звуков;- нарушение формирования фонематического анализа и синтеза;- у детей значительные трудности при обучении письму и чтению. ФФН — распространенное нарушение развития речи. Требуется целенаправленная логопедическая работа.