1. Стандартные правила ООН обеспечения равных возможностей для инвалидов содержат определение профилактики: это осуществление комплекса мер, направленных на предупреждение возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов (профилактика первого уровня) или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность (профилактика второго уровня). Проблема ранней профилактики и ранней помощи весьма актуальна для современной корреционной педагогики. Ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь - важнейшая составляющая процесса медико-социально-педагогцнеского патронажа (по мнению Л. И. Аксеновой). 2. Зарубежные программы ранней помощи:Коннектикутский тест "Обследование развития новорожденных детей до 3 лет";Каролинский учебный план для детей от рождения до 5 лет;Гавайский профиль раннего обучения;Мюнхенская функциональная диагностика;Программа ранней педагогической помощи "Тандем" (Голландия);Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии "Маккуэри" (Австралия) и др. Отечественная система ранней диагностики и ранней помощи находится сегодня в стадии становления. Для ее дальнейшего развития необходимо разработать, законодательно обосновать и практически реализовать соответствующую программу национального масштаба. Российские ученые - Е. М. Мастюкова, Е. А. Стребелеьа, К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Э. Л. Фрухт и др. - разработали авторские программы, направленные на раннюю диагностику и психолого-педагогическую помощь детям с отклонениями и развитии. В основе указанных программ сформулированное Л. С. Выготским положение о зонах ближайшего и актуального развития ребенка.