1. В логопедическом дошкольном образовательном учреждении осуществляется дифференцированное обучение и воспитание детей с различными формами речевого нарушения, имеющих сохранный слух и интеллект с учетом их возраста (Г. В. Чиркина). Основные задачи логопедических детских садов для детей с нарушениями речи:коррекция речевого нарушения;подготовка к обучению в общеобразовательной школе;для детей с тяжелыми нарушениями речи - в специальной школе. Типовым положением определены профили специальных групп:группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН);с общим недоразвитием речи (ОНР); с заиканием. Дети с ФФН принимаются на один год с 5 лет (к этому возрасту в норме заканчивается формирование звуковой системы речи и фонематического слуха). Дети с ОНР принимаются на 2—3 года (в зависимости от возраста и уровня речевого развития) в возрасте 3-5 лет. Дети с заиканием зачисляются в группы сроком на 1 год с 2 лет. Содержание обучения и воспитания детей с нарушениями речи отражено в специальных программах для детей с заиканием (разработана С. А. Мироновой) и для детей с ФФН и ОНР (разработана Г. В. Чиркино и Т. Б. Фаличевой), включающих следующие разделы:игра;труд;физическое и музыкальное воспитание;развитие элементарных математических представлений;ознакомление с окружающим миром;изобразительная деятельность и конструирование;развитие речи (специальный раздел, посвященный содержанию коррекционно-предупредительной работы). Программы направлены:на формирование речевых компонентов;развитие познавательных способностей, внимания, памяти, речевого поведения. Опыт многолетней работы специальных ДОУ доказал их высокую эффективность: около 80% детей могут обучаться в школах общего назначения (остальные 20% — в специальных учебных заведениях). 2. Учебно-воспитательный комплекте (УВК) представляет собой новую форму логопедической помощи детям, которые слабо подготовлены к обучению в массовой школе из-за недоразвития речи. Данный комплекс включает специальные логопедические классы, в которых образовательный процесс направлен:- на предупреждение нарушений письменной речи у детей с речевым недоразвитием;- развитие коммуникативных навыков устной речи;- подготовку к дальнейшему обучению на II ступени общеобразовательной школы. Организация логопедических классов осуществляется на базе ДОУ. В эти классы направляются (на основе заключения ПМПК) дети в возрасте 7 лет с нерезко выраженным ОНР или ФФН, представляющие группу риска по дисграфии и дислексии. 3. Логопедический пункт — специальное учебное учреждение. Предназначено для детей, имеющих:- общее недоразвитие речи, преимущественно II уровня;- фонетико-фонематическое недоразвитие, обусловливающее дислексию и дисграфию; И - заикание различной формы, оказывающее влияние на школьную адаптацию. Форма организации учебно-коррекционной работы - групповые занятия. Основные задачи:- коррекция нарушений устной и (или) письменной речи учащихся;- своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, возникшей из-за этих нарушений;- консультативная помощь учителям и родителям. Срок коррекционного обучения - от 4—9 месяцев до 1,5—2 лет _, Логопедические пункты - наиболее массовая форма результативной помощи детям с нарушениями речи. Педагоги общеобразовательной школы должны проявлять особое внимание к таким детям.