1. Язык — стихийно возникшая в человеческом обществе и постоянно развивающаяся знаковая система, являющаяся средством коммуникации, мышления, самовыражения личности, а также хранения и передачи информации, реализующаяся и существующая в речи. Лингвисты рассматривают язык как сложное многоуровневое образование. Языковые единицы соотносятся с языком или языковым стандартом. Психолингвистические единицы могут быть соотнесены с речевой деятельностью. Большинство отечественных психологов рассматривают речь как речевую деятельность, выступающую или как целостный акт деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в качестве речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия - она включает фазы:- ориентировки;- планирования (в форме "внутреннего программирования");- реализации;- контроля. 2. Язык — общественное явление, носитель общественного сознания, интегратор социального опыта, который осваивается человеком на протяжении всей жизни. В социальном характере языка исследователи выделяют такие аспекты:- социальная природа языковой способности;- социальная обусловленность речевой деятельности. Социальная природа языковой способности формируется в процессе усвоения системы языковых знаков, в которых зафиксирован исторический опыт людей. Решающую роль играет межличностное общение, создающее предпосылки для этого усвоения. По мнению А. А. Леонтьева, личность присваивает человеческие способности, опредмеченные в явлениях культуры, через систему языковых знаков. Происходит воспроизведение в свойствах и способностях индивида исторически сложившихся свойств человеческого вида, в том числе и такого, как умение пользоваться языком. Языковая способность формируется у ребенка в процессе его общения прежде всего со взрослым. Л. С. Выготский, Р. Я. Гальперин подчерки па ют тождественность речевой и неречевой деятельности с точки зрения их социальной природы. Социальная обусловленность речи предопределяется природой языковых знаков, в которых отражен социальный опыт. Ребенок в своем развитии усваивает этот опыт через постижение значения слова, представляющего собой отношение знака (т. е. слова) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо о г того, как он представлен в индивидуальном сознании. 3. Развитие детской речи — это сложное взаимодействие процесса общения ребенка (главным образом) и его предметной и познавательной деятельности. Постепенно развивающаяся у ребенка языковая способность обеспечивает усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков (А. А. Леонтьев). Периодизация становления и формирования детской речи соответствует следующим аспектам:фонетическому;грамматическому;семантическому. 4. Развитие символической функции а онтогенезе (в концепции Л. С. Выготского) связано со становлением языковой способности и предпосылками развития мышления и речи. До определенного момента речь и мышление развираются независимо друг от друга. Ребенок открывает символическую функцию речи примерно в 2-летнем возрасте: слово становится единством звука и значения и содержит в себе все основные свойства, которые присущи речевому мышлению в целом. Патология речи - это "нарушение речевой деятельности, обусловленное информированностью или разладом психофизиологических механизмов, обеспечивающих усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков членом языкового коллектива, т. е. как нарушение языковой способности" (А. А. Леонтьев). При патологии речи мы имеем дело с нарушениями как навыков, так и умений; ребенок (или взрослый) в этом случае нуждается в специально организованной помощи. 5. Т. Г. Богданова отмечает, что лингвистический и психологический анализ позволяют:- укрепить понятийную базу специальной педагогики;- выделить новые подходы к классификации нарушений;- наметить пути и способы адекватных педагогических воздействий.