1. Первые высказывания о возможности обучения глухих содержатся в сочинениях Аристотеля. В XVI в. итальянский философ, врач и математик Дж. Кардана (1501 — 157 6) упоминал о способе усвоения речи с помощью ее письменной формы. В это же время в Испании были сделаны первые попытки использования дактилологии (своеобразной формы речи, при которой слова воспроизводятся пальцами рук) Для обучения глухих детей. В 1620 г. испанский ученый Х. п. Бонет издал свой труд "О природе звуков и искусстве научить глухонемого говорить" — первое в истории сурдопедагогики методическое пособие. В 1770г. французский сурдопедагог Ш. М. де л'Эпе учредил первое в мире училище для глухих - Парижский национальный институт, в котором для обучения использовался мимический язык глухонемых. Немецкий сурдопедагог С. Гейнике разработал другую систему обучения - так называемый устный метод, основанный на устной форме словесной речи. В 1864г. А. Линкольн, президент США, утвердил решение1 Конгресса о финансировании первого в мире высшего учебного заведения для неслышащих (Галлоудет-колледж). На Руси воспитание глухих детей (вместе со здоровыми) осуществлялось с XI в. в монастырских школах. С конца XVIII в. в системе общественного призрения организовывались разнообразные учреждения, в которых глухие детей обучались в особых группах. Первые специальные учреждения для глухих были открыт в 1806 г. в Павловске (в 1810 г. переведено в Санкт-Петербур и в 1834 г. — в Москве. К началу XX в. сложилась отечественная система обучения детей с недостатками слуха (вместе с глухими обучались слабослышащие и позднооглохшие). Русские сурдопедагоги В. И. Флери, Г. А. Гурцов, А. Ф. Ост градский, Н. М. Лаговский и др. рекомендовали наряду с устной речью обучать детей жестовой речи и письму. Большое значение придавалось развитию познавательных возможностей глухих детей, а также их нравственному воспитан. Попытки реализации идеи дифференцированного подхода к лечению детей с нарушениями слуха были сделаны в Рос и ряде зарубежных стран в конце XIX в. Теория и практика дифференцированного специального образования для детей, имеющих разную степень нарушения и соответствующий уровень речевого развития, оформи во второй половине XX в. После 1917 г. обучение и воспитание глухих детей стало нас государственной системы специального образования. Интенсивное развитие отечественной сурдопедагогики лось в 50-е гг. В создании оригинальной системы обучения и воспитания и слабослышащих детей принимали участие Р. М. А. И. Дьячков, С. А. Зыков, Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина, К. Г. Коровин, В. И. Бельткжов, Б. д. Кореунская, И. М ловьев, Ж. И. Шиф и др.