1. Зарубежные системы помощи лицам, страдающим аутизмом:- первая в Европе и мире школа для аутичных детей - Дания, 1920;- появление частных специальных образовательных учреждений для обучения и воспитания детей с аутизмом - на принципах различных вариантов психоанализа (ранний детский аутизм -следствие конфликта между ребенком и матерью, которая подавляет развитие собственной активности ребенка);- создание общественных организаций (Англия, 1962; США, 196 5), которые объединяли в основном родителей, чьи дети страдали аутизмом. Цель - предоставить аутичным гражданам гарантированное конституцией право на соответствующее особым потребностям образование;- организация специального обучения и воспитания детей и подростков с аутизмом признана экономически более выгодной, чем их пожизненное содержание за счет государства;- начало формирования в США и Западной Европе системы помощи лицам и аутизмом — середина 60-х гг. XX в. В западных странах сегодня реализуются различные программы обучения детей, страдающих аутизмом. Наиболее известны. - методика оперантного обучении (поведенческая терапия);- ТЕАССН-программа (разработана Э. Шоплером, Р. Райхлером и Г. Месибовым в начале 70-х гг., США). Используются и другие программы обучения детей, страдающих аутизмом:- холдинг-терапия (М. Уэлси);- терапия "ежедневной жизнью" (М. Катахара);- терапия "оптимальными условиями" (Б. и С. Кауфманы) и др. 2. Оперантное обучение — создание внешних условий, которые1,формируют желаемое поведение в различных аспектах: ^В1 4)- социально-бытовое развитие;- речь;- овладение учебными предметами;- формирование производственных навыков. Обучение индивидуальное. Результаты:- до 50-60% воспитанников овладевают учебной программой массовой школы;- получают работу;- некоторые продолжают обучение в колледжах и университетах;- желаемый уровень гибкой адаптации к жизни и обществу, как правило, не достигается. 3. ТЕАССЛ-программа:- является государственной в ряде американских штатов;- создание соответствующих особенностям аутичного ребенка условий существования;- развитие невербальных (неречевых) форм коммуникации;- формирование простых бытовых навыков;четкое структурирование пространства и времени (через различные формы расписаний); опора на визуализацию;обучение речи только при коэффициенте умственного развития, превышающем 50 (в то время как при легкой умственной отсталости 1С? = 50-70);обучение речи, формирование учебных и профессиональных навыков — не являются обязательными. Цель программы — добиться возможности жить "независимо и самостоятельно". Результаты:программа позволяет довольно быстро достичь положительных устойчивых изменений в работе с очень тяжелыми случаями аутизма;программа практически никогда не обеспечивает достаточно высокого уровня адаптации к реальной жизни. Развитие аутичного ребенка в домашних условиях - организационно идеально. По данным института коррекционной педагогики РАО, при современной правильной коррекционной работе. 60% аутичных детей могут учиться по программе массовой школы;30% - по программе специальной школы; при отсутствии коррекционной работы: 75% — не адаптируются социально;22-33% — адаптируются относительно (нуждаются в постоянной опеке);2-3% - достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации. Из методического обеспечения, разработанного отечественными специалистами, наиболее длительный опыт применения имеет методика комплексной медико-псчхолого-педагогической коррекции К. С. Лебединской и О. С. Никольской. В России большинство детей и подростков с аутизмом обучаются в специальных школах для умственно отсталых детей, в массовых школах, содержатся в учреждениях системы здравоохранения и социальной защиты населения гарантированное конституцией право на соответствующее их особым потребностям образование;организация специального обучения и воспитания детей и подростков с аутизмом признана экономически более выгодной, чем их пожизненное содержание за счет государства;начало формирования в США и Западной Европе системы помощи лицам и аутизмом - середина 60-х гг. XX к. В западных странах сегодня реализуются различные программы обучения детей, страдающих аутизмом. Наиболее известны. методика оперантного обучения (поведенческая терапия); ТЕАССН-программа (разработана Э Шоплером, Р. Райхлером. и Г. Месибовым в начале 70-х гг., США). Используются и другие программы обучения детей, страдам»! аутизмом:холдинг-терапия (М. Узлси);терапия "ежедневной жизнью" (М. Катахара);терапия "оптимальными условиями" (Б. и С. Кауфманы) и др.,Оперантное обучение - создание внешних условий, который формируют желаемое поведение в различных аспектах:социально-бытовое развитие;речь;овладение учебными предметами; формирование производственных навыков. Обучение индивидуальное. Результаты:до 50-60% воспитанников овладевают учебной программой массовой школы;получают работу;некоторые продолжают обучение в колледжах и университетах;желаемый уровень гибкой адаптации к жизни и обществу, как правило, не достигается;ТЕАССН-программа:является государственной в ряде американских штатов;создание соответствующих особенностям аутичного ребенка условий существования;развитие невербальных (неречевых) форм коммуникации;формирование простых бытовых навыков:четкое структурирование пространства и времени (через различные формы расписаний); опора на визуализацию;обучение речи только при коэффициенте умственного развития, превышающем 50 (в то время как при легкой умственной отсталости (50—70);обучение речи, формирование учебных и профессиональных навыков - не являются обязательными. Цель программы - добиться возможности жить "независимо самостоятельно". Результаты:программа позволяет довольно быстро достичь положительных устойчивых изменений в работе с очень тяжелыми случаями аутизма;программа практически никогда не обеспечивает достаточно высокого уровня адаптации к реальной жизни. Разлитие аутичного ребенка в домашних условиях - организационно идеально. По данным института коррекционной педагогики РАО, при современной правильной коррекционной работе60% аутичных детей могут учиться по программе массовой школы;30% - по программе специальной школы; при отсутствии коррекционной работы:75% — не адаптируются социально;22—33% - адаптируются относительно (нуждаются в постоянной опеке);2—3% - достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации. Из методического обеспечения, разработанного отечественными специалистами, наиболее длительный опыт применения имеет методика комплексной медико-психолого-педагогической коррекции К. С. Лебединской и О. С. Никольской. В России большинство детей и подростков с аутизмом обучаются в специальных школах для умственно отсталых детей, в массовых школах, содержатся в учреждениях системы здравоохранения и социальной защиты населения. С детьми и подростками, страдающими аутизмом, работают некоторые негосударственные образовательные учреждения. Так, в последние годы известность получила общественная организация "Добро", возглавляемая С. А. Морозовым. Государственная система комплексной помощи детям, страдающим аутизмом, в нашей стране не создана. На конец 1999 г. всего два государственных специализированных образовательных учреждения (в Москве и Санкт-Петербурге) занимались обучением и воспитанием аутичных детей.