Согласно П. Каннеру (194 3), основными признаками синдрома раннего детского аутизма являются:- нарушение способности к установлению эмоционального контакта;- стереотипность в поведении;- особые нарушения речевого развития. 2. Характерные проявления аутизма в раннем возрасте:- избегание глазного контакта, кратковременность фиксации взгляда, частое колебание дистанции — между приближением и удалением взгляда, специфика реакции на лицо взрослого - сосредоточение на нижней его части;появление первой улыбки у большинства детей соответствует норме, но не адресуется кому-то конкретно;индифферентное (безразличное, безучастное) отношение к окружающим;привязанность к близкому человеку формируется, но аутичный ребенок чаще не использует положительных эмоциональных реакций для ее выражения;иногда равнодушное или неприязненное отношение к ласке — если даже ребенок испытывает приятные ощущения и переживания, то быстро пресыщается;реакции на дискомфорт — либо негативная, либо нейтральная;потребность в контактах с другими людьми либо отсутствует, ибо наблюдается быстрое пресыщение, избегание контакта, вялость и безразличие. Феномен тождества проявляется в стремлении к сохранению привычного пространства, в противодействии любым изменениям в окружающем. Формы проявления:беспокойство;страхи;агрессия;самоагрессия;гиперактивность;расстройство внимания;рассредоточение. Стереотипность в поведении — также проявление феномена тождества. К ней относятся:наличие однообразных действий — моторных, речевых; стереотипные манипуляции каким-либо предметом; однообразные игры, пристрастия к одним и тем же играм; стереотипные интересы. Особенности моторики:движения античных детей характеризуются как угловатые, вычурные, несоразмерные по силе и амплитуде;сложные движения ребенок может выполнять лучше, чем более легкие;иногда более раннее развитие тонкой моторики (по сравнению общей моторикой). 5. Страхи могут быть:- диффузными, неконкретными;- дифференцированными,Общие особенности страхов при раннем детском аутизме - сила, стойкость, труднопреодолимость. Повторные взаимодействия с пугающим объектом усиливают трах. 6. Аутистические фантазии - результат осознания ребенком в той или иной мере своей несостоятельности, иногда — следствие нарушения сферы влечений и интересов. Основные черты аутистических фантазий:- оторванность от реальности;- слабая, неполная, искаженная связь с окружающим;- стойкость. Фантазии отражают страхи ребенка, его сверхпристрастия, сверхценные интересы. 7. Особенности речевого развития:- мутизм (отсутствие речи);- эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), нередко отставленные (по времени воспроизведения);- речевые штампы (в большом количестве);- отсутствие обращения в речи;- автономность речи (ребенок разговаривает сам с собой);- позднее появление сложных местоимений;- нарушение семантики (значения);- аграмматизм (неумение пользоваться грамматическим строем языка); нарушения звукопроизношения;- нарушения просодических (просодия — система произношения ударных и неударных слогов в речи) компонентов в речи. Указанные выше особенности обусловлены недоразвитием коммуникативных функций речи. 8. Особенности интеллектуального развития:- неравномерность, парциальность;- неравномерность развития отдельных интеллектуальных функций. 9. В. В. Лебединский и О. С. Никольская определяют основной дефект при РДА как сочетание низкого психологического тонуса и особой сенсорной и эмоциональной гиперестии (повышенной чувствительности). Низкий психический тонус означает, что взаимодействие с окружающим миром ограничено быстро наступающим пресыщением, следствием которого является фрагментарность отражения. Повышенная чувствительность препятствует эмоционально насыщенному внешнему воздействию, выступая в качестве механизма психологической защиты от психотравмируюишх влияний. Как отмечает Л. И. Аксенова, своевременная и компетентная коррекция проявлений РДА является условием прогресса интеллектуального развития и социализации аутичных детей.