Наиболее распространенные основания классификации нарушений развития (по ИМ Назаровой) причины нарушений;виды нарушений с последующей конкретизацией их характера; последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни. Универсальной классификации в настоящее время нет. Каждая предметная область специальной педагогики имеет свои, частные классификации. Классификация по локализации нарушения в Определенной системе организма:телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания); сенсорные нарушения (слух, зрение);нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения). Классификация по причинам возникновения нарушения:врожденное нарушение развития;несчастный случай, стихийное бедствие;производственная травма;профессиональное заболевание, приведшее к возникновениюограничения возможностей;дорожно-транспортное происшествие;участие в боевых действиях:экологическое преступление:болезнь и пр. Классификация по характеру нарушения позволяет выделить следующие категории лиц с ограниченными возможностями. глухие (неслышащие);слабослышащие;позднооглохшие; незрячие;слабовидящие;с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;с нарушениями эмоционально-волевой сферы;с нарушениями интеллекта (умственно отсталые);с задержкой психического развития (труднообучаемые, с образовательными затруднениями);с нарушениями речи (в том числе тяжелыми);со сложными недостатками развития.