Н. М. Назарова, Л. М. Шипнцина выделяют следующие отношения общества к людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности: "Больной человек"', "Недочеловек" (человек — неполноценное существо);"Угроза обществу" (для общества представляют угрозу: умственно отсталые, глухие, лица с психическими отклонениями);- "Объект жалости" (человек с ограниченными возможностями, нуждается в защите);- "Объект обременительной благотворительности" (благотворительность по отношению к людям с ограниченными возможностями рассматривается как экономическое бремя);- "Развитие" (человек с ограниченными возможностями имеет способности к образованию и развитию). 2. Начало 60-х гг. XX в. - вступление западных стран на путь интеграции:- США, 1975 г. — Закон об образовании для всех аномальных (специальное образование ориентировано на обучение в "общем потоке");- Дания, 1980 г. - Закон о реформе образования (введение принципа нормализации отношений с лицами, имеющими ограниченные возможности);- Италия, 1962 г. — реформа школьного образования (интеграционное реформирование школьной образовательной системы). Конец XX в. — реализация принципа интегрированного подхода (США, Великобритания, Швеция, Германия, Италия, Скандинавские страны и др.). Направление детей в специальные (коррекционные) учреждения — крайняя мера. 3. Понятие включающего образования (Декларация ЮНЕСКО о мерах в социальной политике, 199 4) отражает осуществляемое в образовательных учреждениях совместное с нормально развивающимися сверстниками обучение детей, имеющих особые потребности, при обеспечении индивидуальной специальной помощи и поддержки. Термин "включение" в большей степени соответствует реалиям социальной политики на Западе.