Шпаргалка по предмету "Специальная (коррекционная) педагогика"


Философия как методологическая основа специальной педагогики

Философия является фундаментом педагогики, так как в основе любой педагогической теории лежат те или иные философские концепции. В связи с этим при исследовании проблем специальной педагогики выделяются следующие мировоззренческие аспекты в соответствии с разделами философии:онтологический — место специального образования в структуре бытия;гносеологический — определение связи обучения и познания; аксиологическиц — приоритеты и ценностные предпосылки специального образования;философско-антропологический — обобщение научных данных о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности; историко-философский — реконструкция взглядов философов прошлого на специально-педагогическую проблематику; социально-философский — изучение явлений специальной педагогики в социокультурном контексте. 2. Великие мыслители прошлого высказывали свои воззрения на здоровье и воспитание. Гераклит:"Болезнь делает приятным и благим здоровье";"Цель человеческой жизни — освобождение от страданий". Платон:"Причина телесных болезней и душевных недугов — дурные свойства тела или дурное воспитание";"Здоровье и красота живого существа — в соразмерности души и тела";'Упорядоченный образ жизни устраняет телесный недуг"; / "Больной человек бесполезен и для себя, и для общества"; / "Детей следует отбирать по их способностям". Аристотель: "Добродетель состоит в обладании серединой"; ' "Для счастливой жизни важно избегать крайностей, которыми являются испорченность, злобность, тупость и др. "Плутарх, Сенека:"От уродливых и болезненных детей следует избавляться". Марк Аврелий:"Болезнь связана с пороком, она наказание за грехи и неповиновение, необходимо раскаяние, очищение души". Д. Дидро. "Интеллектуальные идеи и нравственные понятия человека тесно связаны с устройством его тел и состоянием органов чувств". Философские концепции отклонений: "Слабоумие — "полная душевная слабость", "отсутствие души", долг благотворения — посильная помощь людям, бескорыстное содействие их счастью, государство должно оказывать благотворительную помощь нуждающимся" — И. Кант; "Противоречие между человеческой субъективностью и объективностью вызывает помешательство" — Г. В. Ф. Гегель; "Высокая заболеваемость, детская безнадзорность, несчастные случаи на производстве вызваны нищенским положением трудящихся" — Ф. Энгельс;"Сущность и характер человека неизменны и не могут быть исправлены" — А. Шопенгауэр;"Исправление человека противоестественно и бесполезно; стремиться к превосходству, преодолевать болезненные птомы" Ницше. Современные западные философы, идеи которых повлияли развитие специальной педагогики:представители экзистенциализма — К. Ясперс, А. Ка Ж. п. Сартр;психоаналитики - 3. Фрейд, А. Адлер, К. Г. Юнг; постмодернисты - М. Фуко, Ж. Делез и др. подлинность существования человека, его самоосуществление, которое основывается на согласовании свободы отдельной личности со свободой других, "шифр бытия" осознается на грани жизни и смерти. Психоаналитика:невротические симптомы связаны с подавлением бессознательного (под действием репрессивных запретов культуры); процесс развития ребенка с дефектом направлен на социальную адаптацию и компенсацию комплекса социальной неполноценности. Постмодернизм. между безумием и разумом, между нормой и патологией нет границ. Отечественные философы о проблемах специального образования:"формирование человеческой психики происходит через "специфически человеческую жизнедеятельность", активное присвоение ребенком вещей культуры; идеальное — форма существования исторически сложившейся духовной культуры человечества" - Э. В. Ильенков;"становление человеческого сознания совершается в общении к деятельности людей" — 0. 7! Михайлов;"ребенок, отягощенный недостатком, - объект дефектологии, дефект дает импульс к выработке социальной компенсации; в развитии аномального ребенка сочетаются общие и особенные черты"; "общность социальных целей и задач обшей и специальной школ" — Л. С. Выготский. Ведущие направления построения навои парадигмы специальной педагогики:гуманизация;фундаментализация;интеграция. Гуманизация:цель специального образования:сделать полноценным и достойным существование человека с ограниченными возможностями;включение в социальные отношения;поддержка становления индивидуальности;целостность человеческой жизнедеятельности;концепция непрерывного образования. Фундаментализмом: переосмысление и уточнение основополагающих положений, проблем, различий нормы и аномалий в человеческом развитии;философско-категориальный анализ нормы и патологии позволяет установить общие параметры их различения;отличие аномального развития от нормального имеет качественный и количественный характер. Интеграция:выражение интеграции в различных формах совместного обучения и воспитания детей с недостатками развития и их здоровыми сверстниками;наличие интеграционных тенденций в содержании специального образования, его методах и системе учебных заведений для детей с ограниченными возможностями.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.