1. Федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании/' до сих пор не принят Государственной Думой. Закон был подготовлен в 1994—1995 гг. и получил блестящую европейскую экспертизу. В заключении Европейской ассоциации образовательного права было даже сказано, что этот закон может стать модельным для других стран. Законопроект успешно прошел Госдуму и Совет Федерации в 1996 г., но получил "вето" Президента РФ Б. И. Ельцина. Затем повторно прошел через парламент спустя 3 года и вновь получил президентское "вето". Цели принятия закона:- создание законодательной базы для удовлетворения потребностей лии с ограниченными возможностями здоровья в получении образования, а также их адаптации к обществу;определение основных терминов и понятий в сфере специального образования;- закрепление прав лиц с ограниченными возможностями здоровья;- организация специального образования (обучение на дому. в условиях стационарного лечебного учреждения, в образовательном учреждении общего назначения, интегрированное обучение, специальные образовательные учреждения; логопедическая служба, центры реабилитации, специальные образовательные учреждения закрытого типа, специальные стандарты, психоло-го-мелико-педагогические комиссии);- регламентация международной деятельности РФ в области специального образования. 2. В Законе о специальном образовании даны определения следующих терминов:специальное образование;сложный недостаток;тяжелый недостаток;интегрированное обучение;специальное образовательное учреждение;специальное образовательное подразделение;образовательное учреждение интегрированного обучения;государственное именное образовательное обязательство;полное государственное обеспечение. Участники отношений, регулируемых Законом: физические и юридические лица, участвующие в осуществлении специального образования. Цели специального образования:обеспечение лицам с ограниченными возможностями здоровья получения образования в соответствии с их способностями и возможностями в адекватной их здоровью среде обучения для адаптации этих лиц к обществу и интеграции (реинтегра-ции) в общество, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки к трудовой деятельности и семейной жизни;специальное образование инвалидов входит в индивидуальную программу реабилитации в соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов. 5. Права 4 области специального образования лиц с ограниченнымивозможностями здоровья". - на освидетельствование в целях установления права на получение специального образования и государственного именного образовательного обязательства;- бесплатное обследование психолого-медико-педагогической комиссией или медико-социальной экспертной комиссией;- бесплатную медико-психолого-педагогическую коррекцию физического и (или) психического недостатков;- бесплатное дошкольное, начальное общее и основное общее образование (с 6—8 лет);- получение бесплатного образования в образовательных учреждениях, как специальных, так и общего назначения, в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями;- бесплатное образование в образовательном учреждении независимо от его организационно-правовой формы, гарантируемое государственным именным образовательным обязательством; обеспечение транспортными средствами для доставки в ближайшее соответствующее образовательное учреждение;- трудоустройство в соответствии с полученным образованием. 6. Организация специального образования:- обучение на дому;- обучение в условиях стационарного лечебного учреждения;- обучение в образовательном учреждении общего назначения;- интегрированное обучение (совместное обучение и воспитание лиц с психическими или сложными недостатками и лиц, не имеющих таких недостатков);- специальные образовательные учреждения для лиц с нарушениями речи, слуха, зрения, психики, функций опорно-двигательного аппарата; со сложными нарушениями; с расстройствами эмоционально-волевой сферы и повеления; подверженных хроническим соматическим или инфекционным заболеваниям;- логопедическая служба (для оказания помощи детям, имеющим различные нарушения речи и обучающимся в образовательных учреждениях общего назначения);- центры реабилитации для обучения и (или) воспитания л сложными и (или) с тяжелыми недостатками;- специальные образовательные учреждения закрытого тип детей, имеющих физические и (или) психические недостатки совершивших общественно опасные деяния, по решению суда с учетом заключения психодого-медико-педагогической комиссии;- специальные образовательные стандарты;- психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК.). Функции ПМПК. - диагностика физических и (или) психических недостатков детей;- установление их прав на специальное образование;- создание специальных условий для получения образования;- консультирование родителей по всем вопросам о физических и (или) психических недостатках детей;- создание федеральных психолого-медико-педагогических центров — один центр на 10 указанных комиссий — в целях научно-методического обслуживания данных комиссий и разрешения возможных конфликтов между ПМПК и родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Состав ПМПК — психолог, психиатр, невропатолог, ортопед, отоларинголог, окулист, терапевт (педиатр), физиолог, социальный педагог, юрист и другие заинтересованные. Направление на ПМПК— по заявлению родителей, по решению суда, а также с согласия родителей по инициативе соответствующих органов).