1. Специальные детские дома и школы-интернаты предназначены для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеющих особые образовательные потребности. В данных учреждениях воспитываются и обучаются в основном такие дети и подростки, у которых отмечены интеллектуальная недостаточность и трудности в обучении. 2. Организация обучения на дому возможна для лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих образовательные учреждения. Процесс обучения организует ближайшее (по месту нахождения) образовательное учреждение на основании медицинского заключения в отношении детей, страдающих соматическими заболеваниями, либо на основании психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертной комиссии. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение в домашних условиях, устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Обучение на дому носит индивидуальный характер. Итоговую аттестацию и выдачу документа о соответствующемуровне образования обеспечивает образовательное учреждение. 3. Центры реабилитации создаются для обучения и воспитания детей со сложными или с тяжелыми недостатками. Занятия в центрах реабилитации организуются по программам индивидуального и (или) группового обучения с количеством обучающихся в группе не более 10 чел, а со сложным дефектом — до 6 чел. Задачи центров реабилитации:- формирование навыков — общения, самообслуживания, элементарных трудовых;;- организация занятий по индивидуальным учебным программам. ;4. Логопедическая служба оказывает помощь детям, которые имеют различные нарушения речи и обучаются в образовательных учреждениях общего назначения; Организация логопедической помощи - исходя из количества детей, нуждающихся в логопедической помощи: в штат образовательного учреждения общего назначения вводится должность учителя-логопеда',в структуре органа управления образованием создается логопедический кабинетуорганизуется логопедический центр — учреждение с правами юридического лица. Наиболее широко распространенная форма - логопедический пункт при общеобразовательном учреждении (как отмечает Н. М. Назарова). Основные задачи логопедического пункта:коррекция нарушения устной и письменной речи;своевременное предупреждение неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями;распространение логопедических знаний среди родителей и педагогов,5. В современных условиях развития специального образования создаются новые модели специальных образовательных учреждений, которые удовлетворяют особые образовательные потребности детей с отклонениями в развитии. В настоящее время в Москве, Новгороде, Санкт-Петербурге, Ярославле, Махачкале, в Сибири и на Урале успешно работает модель многофункционального специального образовательного учреждения, выполняющего следующие функции:образования;психолого-педагогического консультационного центра;центра социальных услуг для малоимущих слоев населения;центра образовательных услуг в получении начального профессионального образования. В московской школе-интернате № 65 воспитанникам предлагается комплексная программа, включающая:дифференцированный личностно-ориентированный образовательный процесс, который осуществляется в тесной связи с индивидуализированной медико-реабилитационной поддержкой и социально-педагогической помощью;благоприятный психологический климат и комфортную социокультурную среду образования в целом. Псковский лечебно-педагогический центр проводит работу по включению в образовательное пространство детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.