Основы отечественного государственного специального образования дошкольников заложены в 20-30-е гг. прошлого века. К началу 70-х гг. функционировали дошкольные учреждения специального назначения:- ясли-сады;- детские сады;- дошкольные детские дома;- дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах. 2. Комплектование дошкольных учреждении специального назначения осуществлялось по принципу ведущего отклонения. Как отмечает Ю. В. Морозова, создавались дошкольные учреждения (группы) для детей с нарушениями:- слуха (глухих, слабослышащих);- зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и амбиопией);- речи (для детей с заиканием, общим недоразвитием речи, фонетико-грамматическим недоразвитием);- интеллекта (умственно отсталых);- опорно-двигательного аппарата,Наполняемость группы - до 15 воспитанников. В штат специальных дошкольных учреждений были введены:- олигофренопедагоги;- сурдопедагоги;- тифлопедагоги;- логопеды;- дополнительные медицинские работники. 3. Образовательный процесс осуществлялся в соответствии со специальными комплексными программами обучении и воспитания для каждой категории детей с отклонениями в развитии. Его особенности:- перераспределение видов занятий между воспитателями и дефектологами;- организация специальных занятий (например, развитие слухового восприятия, коррекция звукопроизношения, лечебная физкультура и др.);- полное финансирование из госбюджета. 4. Характерные признаки советской системы специального образования дошкольников:- дети с отклонениями в развитии не принимались в дошкольные учреждения общего назначения;- диагностические ограничения, исключавшие возможность получения общественного дошкольного образования (комбинированные, комплексные отклонения в развитии, эпилепсия, шизофрения, психопате подобное поведение, умственная отсталость в степени имбецильности и идиотии, нарушения опорно-двигательного аппарата). Дети с перечисленными выше отклонениями в развитии воспитывались в условиях семьи: либо в единичных специализированных учреждениях; - до 2-летнего возраста ребенок практически не имел психолого-педагогического сопровождения (в ясли-сад принимали детей 5 только с 2 лет, в детский сад - с 3 лет); -,- закрытость, изолированность учреждений для детей с отклонениями в развитии;- искусственная отчужденность воспитанников от нормально развивающихся сверстников и от общества. Тем не менее значительные достижения советской системы специального образования дошкольников составляют фундаментальную основу современной специальной дошкольной педагогика.