1. Домашнее воспитание и обучение ребенка с нарушенным зрением имеет свои особенности:- квалифицированная регулярная консультативная помощь специалистов (тифлопедагог, психолог, офтальмолог и др.) — необходимое условие обучения и воспитания слепого или слабовидящего ребенка, пребывающего по месту жительства;- "комментированное" общение взрослого с ребенком: слово фиксирует какой-либо предмет, его свойства, признаки, действия, состояние и т. д., т. е. слово - знаковое обобщение, образ которого закрепляется в памяти с помощью осязания. Словесные обозначения способствуют осмысленному восприятию окружающего мира, отчетливому различению;- оптимальная организация предметно-окружающей среды для сенсорного развития ребенка с нарушенным зрением;- организация разнообразных видов деятельности - общения, игры, движения, труда, рисования, конструирования и др. ;- демократический стиль родителей в отношениях с ребенком: прислушиваться к его мнению, уважать его позицию, развивать' самостоятельность суждений;- атмосфера любви и взаимного уважения;- гармоническое развитие всех способностей ребенка. Родители должны обладать определенным уровнем специального педагогического знания, чтобы без ущерба для здоровья и развития ребенка осуществлять домашнее воспитание и обучение. 2. Специальные дошкольные учреждения:детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слепых детей;детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слабовидящих детей;детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для детей с косоглазием и амблиопией;специальные дошкольные учреждения смешанного вида. Цели данных учреждений:- воспитание, лечение, возможное восстановление и развития нарушенных функций зрения у детей;- подготовка слепых и слабовидящих детей к школьному обучению. Обучение и воспитание осуществляются по специальной программе, построенной с учетом своеобразия развития детей и. особенностей формирования их познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности. Наполняемость группы. - слепые и слабовидяшие лети - 10 чел. ;- дети с косоглазием и амблиопией - 10—12 чел. Особенности учебно-воспитательного процесса:- развитие зрительного восприятия,- формирование предметных представлений;- социальная адаптация;- ориентировка в пространстве;- развитие осязания;- развитие слухового восприятия; лечебная физкультура; ' ритмика; коррекция нарушений речиОсновные принципы:широкое применение наглядности, адаптируемой к условиям восприятия (зрительного или осязательного);использование оптических средств коррекции зрительного восприятия;проведение специальной работы по ознакомлению с окружающим миром (экскурсии, наблюдения) при регулирующей роли речи как средства компенсации слепоты и слабовидения;развитие предметно-практических действий на основе поэтапного, пооперационного выполнения заданий (ручной труд, конструирование, лепка, аппликация и др.);организация преемственности между обучением в детском саду и школах-интернатах для детей с нарушением зрения, между общественным и семейным воспитанием. Как отмечает Л. И Плаксина, важное место в педагогическом процессе занимает работа по взаимосвязи коррекционно-воспитательной и лечебно-восстановительной деятельности, по развитию и активизации зрения, его охране, укреплению общего состоянии здоровья. В ясли-сад принимаются дети с 2 до 7 лет на основе медицинского заключения и психолого-педагогического обследования психолого-медико-педагогической комиссии. Коррекционные занятия проводятся специалистами. Специальное образование дошкольников с нарушенным зрением осуществляется с учетом требований лечебно-восстановительной работы. В целях оказания помощи семье в воспитании слепых и слабовидящих детей созданы соответствующие консультативные группы (при дошкольных учреждениях). 3. Для эффективного воспитания и обучения детей с нарушением зрения необходимо:создать соответствующие условия дли зрительного восприятия;оптимально использовать наглядные пособия;применять специальные методы обучения и вести коррекционно-педагогическую работу с учетом особенностей нарушения зрения каждого ребенка;подходить к обучению индивидуально, учитывая психофизиологические особенности детей. Условия для зрительного восприятия:- достаточная освещенность;- удобное размещение детей;- доступное расположение наглядного материала;- регулирование зрительных нагрузок;- организация коррекционных упражнений для зрения. 4. Программы обучения и воспитания обеспечивают всестороннем развитии и подготовку к школе детей с нарушенным зрением Специальные элементы в содержании образования:физическое воспитание. преодоление недостатков физического развития, возникаю! на фоне зрительной патологии: скованность, малоподвижность, неуверенность, боязнь пространства и др. ;развитие зрительно-двигательных навыков с опорой на пол! сенсорные взаимосвязи, речь, мышление;трудовое обучение:систематическая работа по формированию навыков самообслуживания; поэтапное выполнение действие: сначала — по образцу, тем — по инструкции; развитие зрительного анализа и формирование предмета образов и предметно-практических действий;дидактические и творческие игры — важное средство развит зрительного восприятия, формирования полисенсорных взаимосвязей, умственного, нравственного воспитания;формирование элементарных математических представлений; формирование сенсорных эталонов (геометрические фигур меры длины, меры веса и др.) по принципу нарастающей способности;формирование элементарных математических представлений опорой на практические действия с реальными предмета (или их изображениями);изобразительная деятельность:формирование поэтапного обследования предметов, анализировать их основные признаки;повтор одной темы на занятиях по лепке, аппликации, рисованию;формирование пространственной ориентировки в самом процессе изображения;ознакомление с окружающим миром;формирование чувственного опыта (с использованием остаточного зрения, полисенсорных взаимосвязей — слухо-двигательных, тактильно-двигательных, осязательных);развитие речи в процессе познания окружающего мира;расширение и систематизация представлений об обществе, природе; овладение элементарными математическими и эстетическими знаниями;основные методы и средства: наблюдения, обследования, экскурсии, дидактические игры, средства наглядности (картинки, игрушки, муляжи и т. п.), слушание грамзаписей и т. п. ;музыкальные занятия:воспитание музыкальной восприимчивости;формирование музыкальной деятельности — от показа к подражанию — на полифункциональной основе: речевой, слуховой, музыкально-двигательной;использование предметов (ленты, флажки, обручи, мячи и т. п.) в музыкально-ритмических упражнениях. 5. Основные направления коррекционно-педагогической работы:- специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, лечебной физкультуре, ритмике, социальной адаптации, пространственной ориентировке, коррекции речевых нарушений;- организация коррекционных упражнений на различных занятиях (по математике, рисованию, развитию речи, физической культуре, ручному труду и др.), в играх, бытовой деятельности;- для слепых — занятия по развитию осязания и мелкой моторики, слухового восприятия;- для слабовидящих — занятия по обучению использованию зрения и других анализаторов;- значительный объем практических заданий и упражнений;- формирование различительных способностей анализаторов;- овладение эталонами признаков и свойств;- формирование у детей представлений о собственных сенсорных возможностях (программа "Ребенку с нарушением зрения - о нем самом");- занятия по лечебной физкультуре и ритмике для преодоления недостатков двигательной сферы;- взаимосвязь с лечебной и общеобразовательной работой. 6. Сенсорное воспитание — составная часть умственного и физического воспитания ребенка, направленная на развитие ощущений и восприятий. Сенсорное развитие включает:- усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений;- овладение новыми действиями восприятия, позволяющий более полно и объемно воспринимать окружающей мир. Содержание сенсорного воспитания охватывает широкий о признаков и свойств предметов: знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучаний предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве и времени. Методика сенсорного воспитания предусматривает:- обучение детей обследованию предметов;- формирование представлений о сенсорных эталонах. Специальные занятия и упражнения способствуют развитие ощущений и восприятий слепых и слабовидящих детей. Прежде всего следует развивать:- тактильное восприятие;- слуховое восприятие;- восприятие речи. 7. Характер взаимосвязи психолого-педагогической лечением зрения проявляется прежде всего в сближении педагогических и медицинских коррекционных средств, с помощью которых осуществляется преодоление ослабление нарушений развития детей.