Шпаргалка по предмету "Специальная (коррекционная) педагогика"


Дошкольное образование детей с нарушенным зрением

1. Домашнее воспитание и обучение ребенка с нарушенным зрением имеет свои особенности:- квалифицированная регулярная консультативная помощь специалистов (тифлопедагог, психолог, офтальмолог и др.) — необходимое условие обучения и воспитания слепого или слабовидящего ребенка, пребывающего по месту жительства;- "комментированное" общение взрослого с ребенком: слово фиксирует какой-либо предмет, его свойства, признаки, действия, состояние и т. д., т. е. слово - знаковое обобщение, образ которого закрепляется в памяти с помощью осязания. Словесные обозначения способствуют осмысленному восприятию окружающего мира, отчетливому различению;- оптимальная организация предметно-окружающей среды для сенсорного развития ребенка с нарушенным зрением;- организация разнообразных видов деятельности - общения, игры, движения, труда, рисования, конструирования и др. ;- демократический стиль родителей в отношениях с ребенком: прислушиваться к его мнению, уважать его позицию, развивать' самостоятельность суждений;- атмосфера любви и взаимного уважения;- гармоническое развитие всех способностей ребенка. Родители должны обладать определенным уровнем специального педагогического знания, чтобы без ущерба для здоровья и развития ребенка осуществлять домашнее воспитание и обучение. 2. Специальные дошкольные учреждения:детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слепых детей;детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слабовидящих детей;детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для детей с косоглазием и амблиопией;специальные дошкольные учреждения смешанного вида. Цели данных учреждений:- воспитание, лечение, возможное восстановление и развития нарушенных функций зрения у детей;- подготовка слепых и слабовидящих детей к школьному обучению. Обучение и воспитание осуществляются по специальной программе, построенной с учетом своеобразия развития детей и. особенностей формирования их познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности. Наполняемость группы. - слепые и слабовидяшие лети - 10 чел. ;- дети с косоглазием и амблиопией - 10—12 чел. Особенности учебно-воспитательного процесса:- развитие зрительного восприятия,- формирование предметных представлений;- социальная адаптация;- ориентировка в пространстве;- развитие осязания;- развитие слухового восприятия; лечебная физкультура; ' ритмика; коррекция нарушений речиОсновные принципы:широкое применение наглядности, адаптируемой к условиям восприятия (зрительного или осязательного);использование оптических средств коррекции зрительного восприятия;проведение специальной работы по ознакомлению с окружающим миром (экскурсии, наблюдения) при регулирующей роли речи как средства компенсации слепоты и слабовидения;развитие предметно-практических действий на основе поэтапного, пооперационного выполнения заданий (ручной труд, конструирование, лепка, аппликация и др.);организация преемственности между обучением в детском саду и школах-интернатах для детей с нарушением зрения, между общественным и семейным воспитанием. Как отмечает Л. И Плаксина, важное место в педагогическом процессе занимает работа по взаимосвязи коррекционно-воспитательной и лечебно-восстановительной деятельности, по развитию и активизации зрения, его охране, укреплению общего состоянии здоровья. В ясли-сад принимаются дети с 2 до 7 лет на основе медицинского заключения и психолого-педагогического обследования психолого-медико-педагогической комиссии. Коррекционные занятия проводятся специалистами. Специальное образование дошкольников с нарушенным зрением осуществляется с учетом требований лечебно-восстановительной работы. В целях оказания помощи семье в воспитании слепых и слабовидящих детей созданы соответствующие консультативные группы (при дошкольных учреждениях). 3. Для эффективного воспитания и обучения детей с нарушением зрения необходимо:создать соответствующие условия дли зрительного восприятия;оптимально использовать наглядные пособия;применять специальные методы обучения и вести коррекционно-педагогическую работу с учетом особенностей нарушения зрения каждого ребенка;подходить к обучению индивидуально, учитывая психофизиологические особенности детей. Условия для зрительного восприятия:- достаточная освещенность;- удобное размещение детей;- доступное расположение наглядного материала;- регулирование зрительных нагрузок;- организация коррекционных упражнений для зрения. 4. Программы обучения и воспитания обеспечивают всестороннем развитии и подготовку к школе детей с нарушенным зрением Специальные элементы в содержании образования:физическое воспитание. преодоление недостатков физического развития, возникаю! на фоне зрительной патологии: скованность, малоподвижность, неуверенность, боязнь пространства и др. ;развитие зрительно-двигательных навыков с опорой на пол! сенсорные взаимосвязи, речь, мышление;трудовое обучение:систематическая работа по формированию навыков самообслуживания; поэтапное выполнение действие: сначала — по образцу, тем — по инструкции; развитие зрительного анализа и формирование предмета образов и предметно-практических действий;дидактические и творческие игры — важное средство развит зрительного восприятия, формирования полисенсорных взаимосвязей, умственного, нравственного воспитания;формирование элементарных математических представлений; формирование сенсорных эталонов (геометрические фигур меры длины, меры веса и др.) по принципу нарастающей способности;формирование элементарных математических представлений опорой на практические действия с реальными предмета (или их изображениями);изобразительная деятельность:формирование поэтапного обследования предметов, анализировать их основные признаки;повтор одной темы на занятиях по лепке, аппликации, рисованию;формирование пространственной ориентировки в самом процессе изображения;ознакомление с окружающим миром;формирование чувственного опыта (с использованием остаточного зрения, полисенсорных взаимосвязей — слухо-двигательных, тактильно-двигательных, осязательных);развитие речи в процессе познания окружающего мира;расширение и систематизация представлений об обществе, природе; овладение элементарными математическими и эстетическими знаниями;основные методы и средства: наблюдения, обследования, экскурсии, дидактические игры, средства наглядности (картинки, игрушки, муляжи и т. п.), слушание грамзаписей и т. п. ;музыкальные занятия:воспитание музыкальной восприимчивости;формирование музыкальной деятельности — от показа к подражанию — на полифункциональной основе: речевой, слуховой, музыкально-двигательной;использование предметов (ленты, флажки, обручи, мячи и т. п.) в музыкально-ритмических упражнениях. 5. Основные направления коррекционно-педагогической работы:- специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, лечебной физкультуре, ритмике, социальной адаптации, пространственной ориентировке, коррекции речевых нарушений;- организация коррекционных упражнений на различных занятиях (по математике, рисованию, развитию речи, физической культуре, ручному труду и др.), в играх, бытовой деятельности;- для слепых — занятия по развитию осязания и мелкой моторики, слухового восприятия;- для слабовидящих — занятия по обучению использованию зрения и других анализаторов;- значительный объем практических заданий и упражнений;- формирование различительных способностей анализаторов;- овладение эталонами признаков и свойств;- формирование у детей представлений о собственных сенсорных возможностях (программа "Ребенку с нарушением зрения - о нем самом");- занятия по лечебной физкультуре и ритмике для преодоления недостатков двигательной сферы;- взаимосвязь с лечебной и общеобразовательной работой. 6. Сенсорное воспитание — составная часть умственного и физического воспитания ребенка, направленная на развитие ощущений и восприятий. Сенсорное развитие включает:- усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений;- овладение новыми действиями восприятия, позволяющий более полно и объемно воспринимать окружающей мир. Содержание сенсорного воспитания охватывает широкий о признаков и свойств предметов: знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучаний предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве и времени. Методика сенсорного воспитания предусматривает:- обучение детей обследованию предметов;- формирование представлений о сенсорных эталонах. Специальные занятия и упражнения способствуют развитие ощущений и восприятий слепых и слабовидящих детей. Прежде всего следует развивать:- тактильное восприятие;- слуховое восприятие;- восприятие речи. 7. Характер взаимосвязи психолого-педагогической лечением зрения проявляется прежде всего в сближении педагогических и медицинских коррекционных средств, с помощью которых осуществляется преодоление ослабление нарушений развития детей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.