По данным исследователей, одна из наиболее многочисленных групп неуспевающих школьников — дети с задержкой психического развития. Задержка психического развития (ЗПР) — замедление темпа созревания различных психических функций, отставание в развитии психической деятельности. Термин предложен Г. Е. Сухаревой в середине 60-х гг. XX в. Как отмечает Е. А. Екжанова, ЗПР — сложное полиморфное нарушение, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и. физической деятельности. Причины выраженной задержки психического развития:минимальные (слабовыраженные) органические повреждения или функциональная недостаточность центральной нервной системы (ЦНС), возникшие в результате воздействия патогенетических факторов во внутриутробном, природовом или в раннем периоде жизни ребенка;длительные хронические соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве;длительная социально-культурная депривация (лат. — мышление, психическое состояние, которое характеризуется выраженными отключениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов); влияние стрессовых психотравмирующих факторов. В научной литературе представлено несколько классификаций задержки психического развития. Классификация Т. А. Власовой и М. С. Певзнера (196 7) — два варианта задержки психического развития:психофизический и психический инфантилизм (на первый план выступает отставание в развитии эмоционально-волевой сферы и личностная незрелость); астенические и иеребрастенические состояния (нарушения внимания, отвлекаемость, быстрая утомляемость, психомоторная вялость или возбудимость);Классификация В. В. Ковалева (197 9) - по пограничным формам интеллектуальной недостаточности:дизонтогенетические (недостаточность обусловлена механизмами задержанного или искаженного развития ребенка);эндефалопатические (в основе — органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза);интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств и обусловленная действиями механизма сенсорной деприваиии;интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства. Классификация К. С. Лебединской (198 6) — по генезу задержки психического развития:конституционального генеза (происхождения) - наследственно обусловленный психический, психофизический инфантилиз (гармонический или дисгармонический);соматогенного генеза — данный тип ЗПР обусловлен хроническими соматическими заболеваниями внутренних органов банка;психогенного генеза — связывается с неблагоприятными условиями воспитания, ограничивающими либо искажающими стимуляцию психического развития (на ранних этапах) ребенка;церебрально-органического генеза - самый распространенный тип ЗПР, вызывает наиболее выраженные нарушения в эмоционально-волевой и познавательной деятельности. 4. Характерные особенности детей с ЗПР:отставание в психическом развитии (во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста);неравномерность проявлений недостаточности развития; ->несоответствие интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту;снижение работоспособности;неустойчивость внимания (повышенная отвлекаемость, недостаточная концентрация на объекте);низкий уровень развития восприятия (недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире);недостаточная продуктивность произвольной памяти, малый объем памяти, неточность и трудность воспроизведения; отставание в развитии всех форм мышления (несформированность основных мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, обобщения), снижение познавательной активности; отставание в речевом развитии (дефекты произношения, аграмматизм, ограниченность словаря); несформированность произвольной регуляции поведения; отсутствие или слабость учебной мотивации; несформированность сюжетно-ролевой игры (высшей формы игровой деятельности). Организация коррекционно-развивающего обучения позволяет ребенку с ЗПР достигнуть уровня потенциального развитии (зону ближайшего развития).