Политическая экономия изучает производственные отношения в тесной связи с производительными силами, причем отношения эти рассматриваются как независимые от воли человека. Что касается психологической науки, то отношения людей всегда находились в центре внимания последней. Естественное и тесное взаимодействие экономики и психологии привело к появлению нового направления в современной науке – экономической психологии. Экономика и психология имеют общее поле для исследовательского поиска – поведение индивидов и социальных групп. Задача экономической психологии состоит в применении психологического метода к оценке экономической реальности и разработке моделей или систем психологического воздействия на экономический мир. Экономическая психология, «родителями» которой являются экономика (теоретическая и прикладная) и психология, включает следующие взаимосвязанные аспекты изучения: 1) побуждения или мотивы деятельности экономического человека; 2) экономическое сознание личности, формирующееся на основе жизненных переживаний, накопленного опыта, преодоления трудностей; 3) бессознательное начало в психике индивида и масс (иллюзии, ажиотаж, страхи и психозы), возникающее из закрепившихся в памяти событий, взаимосвязей, эмоций; 4) экономическое поведение, активные волевые действия, целенаправленно изменяющие окружающую среду. Экономическая психология раскрывает процесс познания экономической реальности, состоящий из восприятия, представления и мышления, предлагает соответствующие методики действий. Экономическая психология имеет много общего с медициной. Медико-биологические исследования и открытия создают эффективные средства борьбы с болезнями, являются руководством для медицинской практики. Накопление знаний в области экономической психологии позволяет преодолевать трудности общения, решать задачи повышения жизненного уровня, занятости, трудовой дисциплины, совершенствовать экономическую политику. Экономическая психология превращается в интенсивно развивающееся поисковое направление. Она применяется как в фундаментальных теоретических исследованиях, например в развитии концепции мар-жинализма, так и в изучении сфер менеджмента и маркетинга. Предметом внимания стали и специальные области макроэкономики. Новое научное направление позволяет найти объяснения фактам и побуждениям, которых не могут постичь экономика и психология, взятые в отдельности, например неприятию со стороны населения тех или иных, казалось бы, благоприятных политических решений.