Государственная политика в сфере воспитания – определение задач воспитания и стратегии их решения, разработка законодательства и выделение ресурсов, поддержка воспитательных инициатив, что в совокупности создает необходимые и нередко благоприятные условия для развития и духовно-ценностной ориентации подрастающих поколений в соответствии с позитивными интересами человека и запросами общества. Государственная система воспитания – совокупность государственных организаций, деятельность которых непосредственно направлена на реализацию воспитательной политики государства. Она включает в себя три уровня – федеральный, региональный (уровень субъектов федерации) и муниципальный (города, районы). Государственная система воспитания включает в себя шесть элементов. 1. Соответствующие законодательные и иные акты, являющиеся основой системы и определяющие состав входящих в нее организаций и порядок ее функционирования. Государственная система воспитания включает в себя большой спектр различных воспитательных организаций. С течением времени увеличивается многообразие воспитательных организаций в связи с усложнением социально-экономических культурных потребностей общества, меняются их роль и значение в системе воспитания. 2. Определенные средства, выделяемые и привлекаемые государством для успешного функционирования системы воспитания. Эти средства подразделяются на материальные (инфраструктура, оборудование, учебные пособия и т. п.) и финансовые (бюджетные, внебюджетные, частные инвестиции, личностные ресурсы его субъектов и пр.). 3. Набор социальных ролей, необходимых для реализации функций воспитания: 1) организаторы воспитания на федеральном, региональном, муниципальном и локальном (в рамках конкретной воспитательной организации) уровнях; 2) воспитатели-профессионалы различной специализации (учителя, воспитатели, тренеры, социальные работники и пр.); 3) воспитатели-волонтеры (добровольцы, общественники); 4) воспитуемые различного возраста, половой и социально-культурной принадлежности. 4. Набор определенных санкций, применяемых в отношении организаторов, воспитателей и воспитуемых. Санкции делятся на позитивные (поощрительные) и негативные (осуждающие, наказывающие). 5. Определенные ценности, культивируемые государственной системой воспитания, которые адекватны типу социально-политической, экономической и идеологической систем общества. 6. Органы управления воспитанием на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, благодаря которым государственная система воспитания функционирует и развивается.