Как и любой вид воспитания, диссоциальное воспитание имеет специфические задачи, цели, содержание и средства. Задача диссоциального воспитания – присоединение и подготовка кадров, которые нужны для функционирования криминальных и тоталитарных групп и организаций. Цели диссоциального воспитания зависят от характера тех групп и организаций, в которых оно реализуется. Воспитание в таких группах сводится к тому, чтобы добиться беспрекословного подчинения членов организации своему лидеру, образование ими твердых понятий, соответствующих норм и ценностей и некритической реализации их в повседневной жизни. В диссоциальном воспитании человек определен не как личность, а как индивид, как объект воздействия лидеров. Отношения между членами организации и лидерами имеют сугубо инструментально-деятель-ностный характер. Например, в ходе криминальных или экстремистских (в политических тоталитарных организациях) действий. Диссоциальное воспитание осуществляется с помощью определенного набора средств, важнейшими из которых можно считать приведенные ниже. Во-первых, основной род занятий группы или организации (криминальный, квазикультовый, экстремистский). Во-вторых, автократический стиль руководства характеризуется единоличным управлением лидера, который требует полного подчинения от членов группы или организации, постоянно следит за жизнью и поведением каждого рядового члена, в случае нарушения установленных правил использует самые жесткие меры. В-третьих, в зависимости от основного рода занятий группы или организации в ней развивается специфическая субкультура (жаргон, эстетические пристрастия и т. д.), являющаяся эффективным средством диссоциального воспитания. Процесс диссоциального воспитания в общем виде включает ряд этапов. 1. Появление у человека образа организации, очень привлекательного для него в силу половозрастных, социально-культурных или индивидуальных особенностей, потребности войти в нее и получить в ней признание. Квазикультовые организации привлекают, как правило, людей неустроенных, одиноких, не имеющих смысла жизни и т. д. 2. Присутствие человека в жизнедеятельности организации, освоение им ее норм, ценностей, стиля взаимоотношений. 3. Удовлетворение потребностей определенных классов людей в антисоциальных формах, преображение ряда потребностей в антисоциальные.