Успех социализации зависит от быта в воспитательных организациях. Его основные характеристики имеют влияние на развитие и самореализацию человека в определенных областях. Быт воспитательной организации – это уклад обыденной жизни входящих в нее людей. Он содержит пространственные, материальные, временные и духовные условия для общественных видов занятий ее членов, а также естественные нормы и ценности поведения и взаимоотношений. Быт воспитательной организации определяется архитектурно-планировочными особенностями помещений и организацией предметно-пространственной среды, ее благоустроенностью и технической обору-дованностью, а также режимом жизни, этикетом и рядом традиций, сложившихся в организации, и другими параметрами. Предметно-пространственная среда помещений влияет на быт организации как минимум в связи с тремя обстоятельствами. Во-первых, играет роль наличие или отсутствие разделения на три вида территорий. Первичные территории – это помещения, длительное время находящиеся в пользовании первичных коллективов (комнаты классные, спальные, для занятий кружков и пр.). Вторичные – помещения, которыми все или почти все первичные коллективы пользуются временно или периодически (актовый, спортивный залы, бассейн, столовая, комнаты отдыха и пр.). Специфические территории – помещения, необходимые для функционирования всей организации, – административно-хозяйственного, медико-санитарного и другого назначения. Во-вторых, важно, насколько предметно-пространственная среда предусматривает возрастные и иные особенности членов организации. Это цветовая гамма интерьера, функциональность набора мебели, уместность набора мягкого инвентаря (занавески, белье, ковровые покрытия и др.). В-третьих, необходимо учитывать меру благоустроенности и технической оснащенности помещений: наличие или отсутствие отопительных и воздухоочистительных устройств, медицинского, кухонного, столового, гигиенического оборудования; оборудования мастерских, кружковых и классных комнат и предметных кабинетов, спортзала, бассейна и душевых, банно-прачечного оборудования в организациях интернатного типа. Архитектурно-планировочное решение, предметно-пространственная среда и техническая оснащенность помещений воспитательной организации играют существенную роль в укладе ее жизни и воспитательной эффективности. Наличие фиксированной персонифицированной территории способствует формированию групповой идентичности (некоторые исследователи считают фиксированную территорию основой групповой идентичности); сплоченности группы; росту взаимодействия в первичных коллективах и между ними; снижению агрессивного поведения внутри первичных коллективов и между ними; организации социальных взаимоотношений в группах и между ними.