СП – раздел совр. пс., изучающий развитие человека в семейном окружении, психол-ие особенности внутрисемейных взаимоотношений, психол-ие механизмы адаптации семьи в социуме. СП, основывается на данных исследований в социологии семьи, различных отраслей психол-го знания, семейной психотерапии, психол-го конс-я, психопрофилактической и соц. работе с семьями. Дает психол-ую хар-ку здоровой семьи и семейной патологии, а также способствует практич-му применению этого знания в ходе психол-ой помощи семьям. Данные, которыми располагает СП, являются основанием для формирования различного рода соц-х и психол-х программ, направленных на помощь семье. Они также служат источником разработки научных принципов подготовки специалистов, работающих с семьей, коррекции внутрисемейных взаимоотношений. Предмет СП – специфика психол-го подхода к изучению семьи как системы межличностных взаимодействий, ее структуры (половозрастной и ролевой) и функций (защита индивида от манипулятивных воздействий общества и приспособление его к жизни в этом обществе). Семейная система психологически хар-ся такими св-ми как целостность, повторяющиеся образцы взаимоотношений, функционирование и развитие по собственной логике, независимо от окружающих условий. Внутрисемейные межличностные взаимодействия способствуют как ассимиляции культурных схем общества в структуру личности, так и приспособлению внутреннего мира индивида к культурным схемам общества (что, однако, не всегда содействует преодолению разъединенности разных сторон личностного бытия, но иногда усугубляет эту разорванность). Иногда происходит образование личностных комплексов, «тени» (по К. Юнгу), различного рода психологических проблем, кризисов и конфликтов. Психологически помочь семье – значит способствовать тому, чтобы внутрисемейные взаимоотношения были отрегулированы в позитивную сторону, а это значит – чтобы семья помогала каждому ее члену эффективно развиваться. Негативному в семье необходимо противопоставить позитивное в ней, как в содержательно-процессуальном, так и в ценностно-культурном контекстах. Изучение психол-х особенностей дисфункциональной и здоровой семьи – ключевой вопрос психологии внутрисемейных отношений. Отношения между супругами – психологический центр всех внутрисемейных взаимодействий. Брак – это как бы смесь первоначально отличных друг от друга культур, такое перемешивание этих культур, которое создает новую культуру, одновременно похожую и непохожую на породившие ее. Если в семье культурные различия рассматриваются как негативный фактор, от которого необходимо избавиться, то они ведут к внутрисемейным расколам, вызывают у членов семьи разнообразные защитные реакции. Однако, если на различия исходных культур смотрят как на то, что способствует росту каждого члена семьи, то они оказываются ценным фактором внутрисемейной стабильности; на эмоциональном уровне проявляются, в частности, в теплых супруж-х взаимоотношениях. Испытывая недостаток в последних, муж и жена обычно встают перед лицом непреодолимых трудностей, когда «на арене» появляются дети и им приходится выполнять родительские обязанности. Утверждение о том, что появление младенца позволит восстановить нарушенные отношения между супругами является опасным заблуждением. Связь с др. науками: Тема семьи присутствует в таких отраслях психол-го знания как пс. развития, дифференциальная пс., психогенетика, пс. труда, юридическая пс., сравнительная пс., историческая пс., военная пс., экономическая пс. и т. д. В качестве самос-ой отрасли совр. психол-го знания ПС все еще находится в стадии становления, и для ее успешного развития необходимо проделать большой объем работы, переосмыслить упомянутые выше разделы психол-го знания, а также данные смежных дисциплин (в особенности семейной психотерапии), и, вместе с тем, непрерывно собирать собственный конкретно-психол-ий материал. Представители: В наст. время проблемам супружества – родительства – родства уделяют больше внимания не только в теории, но и на практике. В работах Ю. И. Алешиной, В. Н. Дружинина, С. В. Ковалева, А. С. Спиваковской, Э. Г. Эйдемиллера и других ученых подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относит-ой самост-ю, устойчивостью. Несмотря на все изменения, потрясения, семья как соц. институт устояла. В последние годы ее связи с обществом ослабли, что отрицательно повлияло как на семью, так и на общество в целом, которое уже испытывает потребность в восстановлении прежних ценностей, изучении новых тенденций и процессов, а также в организации практич. подготовки молодежи к сем. жизни. Пс-я сем. отношений развивается в связи с задачами профилактики нервных и психических заболеваний, а также проблемами сем. воспитания. Вопросы, рассматриваемые СП, разнообразны: это проблемы супружеских, родит-детских отношений, взаимоотношений со старшими поколениями в семье, направления развития, диагностика, семейное консультирование, коррекция отношений.