Психол-ая помощь семье — широкое понятие, включающее в себя многообразные теоретические и практические направления. Содержание психол-ой помощи заключается в обеспечении эмоц-ой, смысловой и экзистенциальной поддержки семье и ее отдельным членам в кризисных ситуациях. а Мед. помощь семье- предполагает работу с болезнями разного хар-ра, задачей явл. лечение больных и адаптация здоровых членов семьи. Работая с семьей, психолог выполняет ряд функций:1. Поддерживающая: консультант обеспечивает психол-ую поддержку, которая отсутствует или приняла искаженные формы в реальных семейных отношениях. 2. Посредническая: психолог-консультант в роли посредника содействует восстановлению нарушенных связей семьи с миром и ее членов между собой. 3. ф обучения: консультант может способствовать развитию навыков общения, приемов саморегуляции, самопознания. 4. ф развития: психолог помогает членам семьи в развитии основных социальных умений и навыков, таких как навыки внимательного отношения к другому, понимания нужд окружающих, умения оказывать поддержку и разрешать конфликтные ситуации, выражать свои чувства и замечать чувства других людей. Консультант также способствует поиску ресурсов семьи, позволяющих каждому из ее членов осознать и использовать возможности для саморазвития. 5. Информационная ф: консультант предлагает семье или ее отдельным членам дидактическое изложение информации о психическом здоровье и нездоровье, норме и ее вариантах, а также советы, руководства. Виды психологической помощи семьеИнформирование. Психолог может предоставить семье или отдельным ее членам информацию об особенностях функционирования семьи на разных этапах развития, о задачах, стоящих перед семьей в кризисные периоды, о возрастно-психол-их особенностях развития личности, а также о возможности получения доп-ой помощи у др специалистов. Индивидуальное психол-ое консультирование (психотерапия). Психол-ое консультирование — процесс, ориентированный на научение и личностный рост клиента, в ходе которого последний узнает больше о себе самом, учится связывать эти знания со своими целями так, чтобы достигнуть более полного и гармоничного бытия-в-мире. Данный вид психол-ой помощи предполагает работу с одним из членов семьи и базируется на идее М. Боуэна о том, что изменения даже одного члена семьи приводят к изменениям всей системы внутрисемейных отношений. Консультирование (психотерапия) супружеской пары. работа с супружеской парой, направленная на оптимизацию взаимодействия между брачными партнерами. Групповое консультирование (психотерапия) супружеских пар. предполагает объединение в группу нескольких супружеских пар с целью получения поддержки и проработки супружеских проблем. Семейное консультирование (психотерапия). В семейном консультировании принимает участие нуклеарная либо расширенная семья. Как правило, этот вид психол-ой помощи используется в том случае, когда имеющиеся проблемы затрагивают всю систему в целом. Групповое семейное консультирование (психотерапия). предполагает организацию работы двух типов групп: гомогенных (родительских, детских, групп для матерей и др.) и гетерогенных, используемых на определенных этапах работы с семьей и чаще всего принимающих форму совместных занятий родительских и детских групп. Как показывает наш опыт, психологическая помощь оказывается более эффективной, когда с семьей работает команда специалистов (2-4 человека). Работа в команде позволяет избежать ряда «ловушек», связанных со спецификой работы с семейной системой, например, тенденции присоединиться и образовать коалицию с одним из членов семьи. Существует несколько способов работы в команде:- с семьей взаимодействует вся команда;- с семьей работает один член команды, остальные, не включаясь в непосредственное взаимодействие с семьей, наблюдают за процессом (находясь либо в одном помещении с семьей, либо за зеркалом одностороннего наблюдения, либо просматривая консультацию в видеозаписи). После завершения консультации они делятся с работавшим психологом терапевтическими гипотезами и дают ему обратную связь;- с семьей работает один член команды, остальные, как и в предыдущем варианте, наблюдают за процессом, не включаясь в непосредственное взаимодействие с семьей, но после завершения работы они обсуждают возникшие у них предположения в присутствии членов семьи.