Шпаргалка по предмету "Семейная психология"


Основные подходы, модели и методы изучения семьи

1)ЭКЛЕКТИЧЕСКИЙ. Вариант объединения подходов разных школ в общую диагностическую схему. Основное внимание уделяется вопросу какую именно информацию о семье и в какой последовательности психотерапевт должен получить в ходе ее изучения. Все схемы данного типа нацеливают психолога на получения двух видов,данных о семье: 1)сведения о семье,ее состоянии,возрасте членов семьи,соц. слой,что имеет отношение к семье; 2)сведения об отдельных аспектах функционирования семьи (модель МАК-МАСТЕРСА). Ориентирование психотерапевта на 6 аспектах функционирования семьи: 1) способность к решению проблем; 2)коммуникации в семье; 3) семейные роли; 4)аффективная отзывчивость, 5) аффект. вовлеченность; 6) контроль над поведением. Цель данной модели-получить всестороннее представление об изучаемой семье в данный момент. 2. ПРОБЛЕМНЫЙ. -сем. психотерапевт,который изучает неблагоприятную семью выявляет особенности,определенную неспособность семьи справляться с психической нагрузкой. Используется метод выявления и изучение типовых слабых мест семьи. «Трехосевая»классификация проблемных семей. Основная цель сем. психотерапии-использ. данную диагностическую схему. В рамках проблемнога подхода-поиск признаков,проблем,а не анализ функции и структуры семьи в целом. Недостаток данной модели-нецельный анализ семьи и симптоматическое лечение семьи. 3)ФАКТОРНЫЕ МОДЕЛИ СЕМЬИ-Это диагностич. схемы,кот. выявляются факторным анализом. Это метод матем. статистики,возможность «экономического описания» объекта,т. е. выявления таких характеристик объекта,кот. дают более полную информацию о нем. Круговая модель (ОЛЬСОН)Выделяет 2 сем. фактора,кот. наиболее полно характеризуют семью:семейная согласованность и сем. адаптированность. Семейная согласованность-это степень эмоциональной связи между членами семьи. При максимальной выраженности этой связи члены семьи эмоционально взаимовыражены. При минимальной выраженности имеется эмоциональная автономность каждого члена семьи. Семейная адаптированность-характеристика того,на сколько гибки и выражены отношения в семье. 4)ИНТУИТИВНАЯ ТАКСОНОМИЯ. При данном подходе выделяются определенные группы семей,кот. сод-т нервно-психич. растройства. Основной акцент на интуицию и опыт семейного психотерапевта. Диагностика сводится к установлению того,к какому типу принадлежит исследуемая семья. Типы семьи: 1)динамическая(сверхподвижная)характеризуется полным отсутствиему стойчивости, определенности ритма жизни. 2)неуверенная-многочисленные страхи по отношению к окружающему миру,ярко выражен. ипохондричность. 3)сверхустойчивая с доминир. значением жизни семьи устоявщихся привычек,сем. рутины,устойчивости и неизменности даже в случае крайней необходимости. 4)летаргическая-ослабленность мотивацион. сфер семьи,отсутствие инициативы,нежелание откладывать силу в какую-либо сферу жизни,идти по линии наименьшего сопротивления. 5)демонстративная-создание определенных впечатлений у соц. окружения. 5 подходов изучения семьи по Р. Хиллу: 1) Институционально-исторический подход(эволюционизм) 2) Структурно-функциональный 3) Интеракционистско- ролевой анализ, символический интеракционизм 4) Ситуационно-психологический подход 5) Дивелопменталистский подход (основанный на развитии жизненного цикла семьи)Первые 2 подхода ориентированы на изучение семьи по роли и функциям, выполняемым в обществе, а так же динамике семейных структур и их соц. последствий. Три последующих сводятся к теории соц. поведения личности и групп. Методы: 1) Наблюдение-восприятие поведения людей в семейной ситуации с последующей фиксацией происходящих событий Психолог не вмешивается в действия членов семьи, за кот. наблюдает. запись наблюдений- фактологическая, без выводов и интерпретаций 2) Метод анализа конкретных ситуаций- всесторонне исследование(тесты,изучение биографии, проведение собеседования) 3) Опрос-работа с определенной выборкой(по телефону,личная беседа, анкета по почте)результаты требуют кропотливого изучения. 4) Статистические методы – полезны для изучения многих зависимостей, но ограниченны в плане обнаружения причинно-следственных связей 5) Эксперимент – это единств. метод,позволяющий достоверно установить,что наличие какого-либо одного фактора влечет за собой обязательное появление другого. Психодинамический подход к семье. (Берет начало в работах Фрейда)Семья понимается, как среда первичной социализации. В условиях семьи у человека формируются защитные механизмы, которые позволяют конструктивно переработать энергию базовых влечений. Развитие личности имеет несколько событий, которые являются психологически травмирующими для человека:- отнятие от груди- формирование навыков опрятности (приучение к горшку)- рождение младшего ребенка- выход в школу и детский сад (ослабление инфантильной зависимости ребенка от родителей)- обретение независимости от родителей (автономизация)- смерть одного из родителей. Развитие личности понимается как процесс в двух направлениях: 1) освобождение от инфантильной зависимости 2) формирование самоопределения по типу взрослого человекаОт эгоцентрического представления о себе как центра семьи к адекватному осознанию себя и своего места в обществе, как это бывает у взрослых людей. Понятие "семейные мифы" - это ригидные и возможно неадекватные жизненные принципы, передаваемые родителями своим детям, и эти жизненные нормы отражают вытесненные психологические проблемы родителей. "Семейная тревога" - возникает в том случае, если они испытывают неприемлемые для осознания влечения по отношению к кому-то из членов семьи. (Эдипов комплекс)Юнгеанский подход к семьеИндивидуация - путь к себе, личностный рост (Юнг). Для нее необходим некоторый функциональный уровень дискомфорта, неустроенности, самопожертвования. Архетипы жен и мужей. Архетипы брачных отношений. 1) крестьянский брак - общее дело тянут за собой 2) брак "детский приют" - сказка о золушке (добирает в брак то, что не добрал в семье родителей) 3) политический брак 4) рабский брак (подчинение одного другим) 5) Гуманистический подход к семье. В. Сатир, Э. С. СпиваковскаяСемья рассматривается как социальная среда, способствующая личностному росту. Огромное значение внутрисемейного общения:однозначное - общение, в котором человек проявляет то, что чувствует реально, истинные эмоции (содержание всех коммуникативных каналов одинаково)двусмысленное - противоречивое содержание коммуникативных каналов (партнер находится в растерянности: чему верить?)Семья - благополучная, неблагополучная. благополучная - особая жизненная сила и комфорт в семье; уверенность в себе характерна для членов семьи; общение однозначное, открытое. Благополучная семья - образцами ее являются люди зрелые в личностном плане, и дети тоже зрелые, соответственно своему возрасту. неблагополучная - печать несчастья на лицах; общение двусмысленное, спутанное, нечестное, страх быть отвергнутым, наказанным. Неблагополучная семья - незрелая - встречаются две полуличности в надежде что-либо путное сделать.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.