1)ЭКЛЕКТИЧЕСКИЙ. Вариант объединения подходов разных школ в общую диагностическую схему. Основное внимание уделяется вопросу какую именно информацию о семье и в какой последовательности психотерапевт должен получить в ходе ее изучения. Все схемы данного типа нацеливают психолога на получения двух видов,данных о семье: 1)сведения о семье,ее состоянии,возрасте членов семьи,соц. слой,что имеет отношение к семье; 2)сведения об отдельных аспектах функционирования семьи (модель МАК-МАСТЕРСА). Ориентирование психотерапевта на 6 аспектах функционирования семьи: 1) способность к решению проблем; 2)коммуникации в семье; 3) семейные роли; 4)аффективная отзывчивость, 5) аффект. вовлеченность; 6) контроль над поведением. Цель данной модели-получить всестороннее представление об изучаемой семье в данный момент. 2. ПРОБЛЕМНЫЙ. -сем. психотерапевт,который изучает неблагоприятную семью выявляет особенности,определенную неспособность семьи справляться с психической нагрузкой. Используется метод выявления и изучение типовых слабых мест семьи. «Трехосевая»классификация проблемных семей. Основная цель сем. психотерапии-использ. данную диагностическую схему. В рамках проблемнога подхода-поиск признаков,проблем,а не анализ функции и структуры семьи в целом. Недостаток данной модели-нецельный анализ семьи и симптоматическое лечение семьи. 3)ФАКТОРНЫЕ МОДЕЛИ СЕМЬИ-Это диагностич. схемы,кот. выявляются факторным анализом. Это метод матем. статистики,возможность «экономического описания» объекта,т. е. выявления таких характеристик объекта,кот. дают более полную информацию о нем. Круговая модель (ОЛЬСОН)Выделяет 2 сем. фактора,кот. наиболее полно характеризуют семью:семейная согласованность и сем. адаптированность. Семейная согласованность-это степень эмоциональной связи между членами семьи. При максимальной выраженности этой связи члены семьи эмоционально взаимовыражены. При минимальной выраженности имеется эмоциональная автономность каждого члена семьи. Семейная адаптированность-характеристика того,на сколько гибки и выражены отношения в семье. 4)ИНТУИТИВНАЯ ТАКСОНОМИЯ. При данном подходе выделяются определенные группы семей,кот. сод-т нервно-психич. растройства. Основной акцент на интуицию и опыт семейного психотерапевта. Диагностика сводится к установлению того,к какому типу принадлежит исследуемая семья. Типы семьи: 1)динамическая(сверхподвижная)характеризуется полным отсутствиему стойчивости, определенности ритма жизни. 2)неуверенная-многочисленные страхи по отношению к окружающему миру,ярко выражен. ипохондричность. 3)сверхустойчивая с доминир. значением жизни семьи устоявщихся привычек,сем. рутины,устойчивости и неизменности даже в случае крайней необходимости. 4)летаргическая-ослабленность мотивацион. сфер семьи,отсутствие инициативы,нежелание откладывать силу в какую-либо сферу жизни,идти по линии наименьшего сопротивления. 5)демонстративная-создание определенных впечатлений у соц. окружения. 5 подходов изучения семьи по Р. Хиллу: 1) Институционально-исторический подход(эволюционизм) 2) Структурно-функциональный 3) Интеракционистско- ролевой анализ, символический интеракционизм 4) Ситуационно-психологический подход 5) Дивелопменталистский подход (основанный на развитии жизненного цикла семьи)Первые 2 подхода ориентированы на изучение семьи по роли и функциям, выполняемым в обществе, а так же динамике семейных структур и их соц. последствий. Три последующих сводятся к теории соц. поведения личности и групп. Методы: 1) Наблюдение-восприятие поведения людей в семейной ситуации с последующей фиксацией происходящих событий Психолог не вмешивается в действия членов семьи, за кот. наблюдает. запись наблюдений- фактологическая, без выводов и интерпретаций 2) Метод анализа конкретных ситуаций- всесторонне исследование(тесты,изучение биографии, проведение собеседования) 3) Опрос-работа с определенной выборкой(по телефону,личная беседа, анкета по почте)результаты требуют кропотливого изучения. 4) Статистические методы – полезны для изучения многих зависимостей, но ограниченны в плане обнаружения причинно-следственных связей 5) Эксперимент – это единств. метод,позволяющий достоверно установить,что наличие какого-либо одного фактора влечет за собой обязательное появление другого. Психодинамический подход к семье. (Берет начало в работах Фрейда)Семья понимается, как среда первичной социализации. В условиях семьи у человека формируются защитные механизмы, которые позволяют конструктивно переработать энергию базовых влечений. Развитие личности имеет несколько событий, которые являются психологически травмирующими для человека:- отнятие от груди- формирование навыков опрятности (приучение к горшку)- рождение младшего ребенка- выход в школу и детский сад (ослабление инфантильной зависимости ребенка от родителей)- обретение независимости от родителей (автономизация)- смерть одного из родителей. Развитие личности понимается как процесс в двух направлениях: 1) освобождение от инфантильной зависимости 2) формирование самоопределения по типу взрослого человекаОт эгоцентрического представления о себе как центра семьи к адекватному осознанию себя и своего места в обществе, как это бывает у взрослых людей. Понятие "семейные мифы" - это ригидные и возможно неадекватные жизненные принципы, передаваемые родителями своим детям, и эти жизненные нормы отражают вытесненные психологические проблемы родителей. "Семейная тревога" - возникает в том случае, если они испытывают неприемлемые для осознания влечения по отношению к кому-то из членов семьи. (Эдипов комплекс)Юнгеанский подход к семьеИндивидуация - путь к себе, личностный рост (Юнг). Для нее необходим некоторый функциональный уровень дискомфорта, неустроенности, самопожертвования. Архетипы жен и мужей. Архетипы брачных отношений. 1) крестьянский брак - общее дело тянут за собой 2) брак "детский приют" - сказка о золушке (добирает в брак то, что не добрал в семье родителей) 3) политический брак 4) рабский брак (подчинение одного другим) 5) Гуманистический подход к семье. В. Сатир, Э. С. СпиваковскаяСемья рассматривается как социальная среда, способствующая личностному росту. Огромное значение внутрисемейного общения:однозначное - общение, в котором человек проявляет то, что чувствует реально, истинные эмоции (содержание всех коммуникативных каналов одинаково)двусмысленное - противоречивое содержание коммуникативных каналов (партнер находится в растерянности: чему верить?)Семья - благополучная, неблагополучная. благополучная - особая жизненная сила и комфорт в семье; уверенность в себе характерна для членов семьи; общение однозначное, открытое. Благополучная семья - образцами ее являются люди зрелые в личностном плане, и дети тоже зрелые, соответственно своему возрасту. неблагополучная - печать несчастья на лицах; общение двусмысленное, спутанное, нечестное, страх быть отвергнутым, наказанным. Неблагополучная семья - незрелая - встречаются две полуличности в надежде что-либо путное сделать.