Самосознание не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента:1. Сознание отличия себя от остального мира. 2. Сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности. 3. Сознание своих психических свойств и социально-нравственная самооценка. 4. Самооценка, самоуважение, самоутверждение. Каждый человек имеет множество образов своего «Я», существующих в разных ракурсах: каким воспринимает себя сам человек в настоящий момент, каким он мыслит идеал своего «Я», каким это «Я» выглядит в глазах других людей и т. д. В структуре самосознания можно выделить следующее: - осознание близких и отдельных целей, мотивов своего «Я»;- осознание своих реальных и желаемых качеств (реальное и идеальное «Я»);- познавательные, когнитивные представления о себе («Я» как наблюдаемый объект);- эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, структура самопознания включает следующее:- самопознание (процесс изучения индивидом своих физических, душевных возможностей и качеств среди других людей);- самооценку (оценку человеком самого себя в соответствии с выработанной шкалой ценностей); - саморегуляцию (регуляцию своего поведения и состояний). В самосознании можно выделить отношение к себе, людям, ожидание отношения других людей к себе. Отношение к другим людям определяется следующими уровнями: - эгоцентрическим (принцип «Если человек мне помогает - он хороший человек»)- группоцетрическим (принцип «Если человек принадлежит к моей группе - он хороший человек»)- просоциальным (другой человек - самоценность, уважай и прими его таким, каким он есть; поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой») - эстохолическим (милосердие, совесть, духовность - главные принципы отношения к другим людям)Самосознание выполняет следующие функции:1. Формирование себя как неповторимой личности. 2. Самозащита своего образа «Я» как фактора устойчивости личности во всех условиях жизнедеятельности. Самооценка - самоотношение, субъективное отношение к себе, Я-концепция - устойчивое структурное образование, которое служит для обозначения собственной ценности и значимости, влияющее на её развитие, деятельность и поведение. Самооценка формируется в процессе деятельности и общения. Человек наблюдает других людей, сравнивает их поступки и достижения со своими, подвергается оценкам других людей. Самооценка сильно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний - желаемый уровень самооценки личности. При самооценке человек демонстрирует две тенденции: повысить уровень притязаний, чтобы добиться максимально возможного успеха, и снизить уровень притязаний, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний возрастает, а в случае неудачи - снижается. Самооценка бывает адекватной, завышенной и заниженной. Для развития позитивной Я-концепции необходимо, чтобы человека воспринимали таким, каким он есть.