Психология управления - это раздел психологии, объединяющий достижения различных наук в области изучения психологических аспектов управления организацией. На западе данный раздел психологии называют психологией менеджмента. Объектом изучения психологии управления выступают люди, находящиеся в определенных отношениях в организациях. Деятельность людей подчинена общественно-полезным целям. Предметом изучения психологии управления выступает совокупность психических явлений и отношений организаций, например: создание благоприятного психологического климата, профессиональный рост сотрудников и т. д. В психологии управления отдельный работник, социальная группа, коллектив исследуются как субъекты организации, в которую они входят. Психология управления имеет 100-летнюю историю. За это время были созданы 4 основные подхода, объясняющие процесс управления:1. Подход с точки зрения основных школ в управлении:- Школа научного управления (1885-1920 год). Ее сторонники утверждали, что технические и организационные нововведения сами по себе неэффективны. Они упираются в так называемый человеческий фактор, материальное и моральное стимулирование, искусство администрации управлять персоналом. - Административная школа управления (1920-1950 год). Своей главной задачей эта школа поставила разработку универсальных принципов управления, пригодных для всех типов организаций. - Школа «Человеческих отношений» (1930-1950 год). Эта школа попыталась совместить теорию управления с психологическими знаниями. В ней было указано о необходимости учета человеческого фактора в организации. - Поведенческая школа (1950 год - по настоящее время). Эта школа указала, что на процесс управления большое влияние оказывает характер власти и авторитета, особенности лидера и т. д. Главной целью этой школы становится повышение эффективности организаций на основе человеческого фактора. 2. Процессный подход. Данный подход сложился на основе идей о существовании универсальных функций управления. Важным условием управления является правильная организация эффективных управленческих функций. 3. Системный подход. Данный подход утверждает, что любая организация является системой, т. е. определенной целостностью, состоящей из элементов и при этом каждый элемент выполняет определенную деятельность, поэтому главной задачей руководителя является необходимость видеть организацию в целом. 4. Ситуационный подход. С точки зрения данного подхода любая организация является открытой системой, которая находится в постоянном взаимодействии (информационном, материальном и иных) с внешней средой. Главная задача руководителя должна состоять в анализе ситуаций, в которой реально функционирует организация.