Обучение как целенаправленный процесс передачи и усвоения социально-культурного опыта, как специфическая форма отношений появилась тогда, когда люди стали осознавать ценность знания, важность преемственности в его трансляции и передаче следующим поколениям, потребность и необходимость дальнейшего познания мира. Обучение направлено на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. К задачам обучения относятся передача и активное усвоение социально-культурного опыта в форме научных знаний и способов их получения; развитие личности; которое, с одной стороны, делает возможным усвоение и применение опыта предыдущих поколений, с другой - формирует потребность и возможность дальнейшего познания мира. Данные задачи соотносятся с функциями обучения:1. Образовательная функция заключается в передаче и усвоении системы научных знаний, умений, навыков и возможности применения их на практике. 2. Воспитательная функция реализуется в формировании у обучающихся ценностных ориентаций, убеждений, личностных качеств в процессе усвоения социально-культурного опыта и формировании мотивов учебной деятельности, которые во многом определяют ее успешность. 3. Развивающая функция обучения появляется уже в самой цели этого процесса - всестороннем развитии личности как целостной психической системы с ее интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферах. Виды обучения: 1. Индивидуальное обучение и воспитание является более ранней формой организации процесса передачи знаний. (господствовало до 17 века. Учителя брали на обучение (в первую очередь, религиозное или профессиональное) по 10-15 учеников разного возраста и с разной степенью подготовленности. Содержание обучения было строго индивидуально, так же как и сроки обучения). 2. Классно-урочный вид обучения. Имеет четкие требования к организации педагогического процесса. К этим требованиям относятся постоянное место и продолжительность учебных занятий; объединение в группы (классы) учеников одного возраста; постоянный состав учебных групп; стабильное расписание занятий, основной формой которых является урок (опрос, сообщение учителем новых знаний, упражнения на закрепление этих знаний, проверка). 3. Лекционно-семинарский вид обучения. Появился в связи с созданием первых университетов. Используется в практике профессиональной подготовки и рассчитана на то, что ее участники (студенты) уже имеют навыки учебной деятельности и способны к самостоятельному поиску и усвоению знаний. Основные формы обучения в лекционно-семинарском виде: лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации, зачеты, экзамены, производственная практика). Формы обучения:1. Массовые формы используются при организации внеурочной работы (утренники, школьные вечера, конкурсы, спортивные соревнования, олимпиады). 2. Групповые формы подразделяют на учебные (урок, школьная лекция, семинар, экскурсии, лабораторно-практическое занятие) и внеучебные (кружки, спортивные секции, факультативы, клубы по интересам). 3. К индивидуальным формам относятся: консультации и репетиторство.