Шпаргалка по предмету "Психофизиология"


Стресс и его механизмы

Техногенные катастрофы, избыток негативной информации, страх перед неопределенностью порождают стрессовые состоянияСтрессом мы часто называем состояние крайнего напряжения всех физических и моральных сил, которое испытывает человек в современном мире. Стресс и дистресс Отождествлять биологический стресс с сильным эмоциональным напряжением, что в корне неверно, хотя нервное возбуждение и являетсяодним из проявлений стресса. Стресс не считается нарушением, это вполнеестественное состояние, имеющее как позитивный, так и негативный аспекты. Любая ситуация способна вызвать стресс, который, однако, не причиняетникакого вреда организму. В современной психологии существуют два понятия: стресс как неспецифическая реакция активации биологическихи психических возможностей организма на любое предъявленное ему требование, и дистресс —негативное эмоциональное стрессовое реагирование на ситуации, значительно превышающиеадаптационные ресурсы человека. Все то, что может привести к радикальной смене образажизни или устоявшихся представлений, относится к стрессогенным факторам, которые, собственно говоря, и порождают стресс как психофизиологическое состояние. Дистресс способен нанести реальный вред нашему физическому и психическому здоровью. Обстоятельства, вызывающие стресс (стрессоры), провоцируют в организме ответную реакцию на раздражение. Парадоксально, но с точкизрения биохимии не имеет значения, положительные или отрицательные эмоции испытываетчеловек. Важно лишь то, что организм долженперестроиться и приспособиться к новым обстоятельствам. Стресс можно расценивать не только какнекую реакцию на экстремальные обстоятельства, но и как двигатель прогресса: если перед человеком вдругвстает трудная задача, то в ответ на вызов мобилизуются вседушевные и физические силы. Таким образом, стресс — важнейший факторвыживания, дающий человеку силы отвечатьна вызовы судьбы. Встречаются и «адреналиновыеалкоголики»: люди, сознательно (или неосознанно) стремящиеся вновь и вновь испытывать «пьянящие» сильные эмоции, выходитьза рамки обыденности. Отсюда — увлечениеазартными играми, прыжками с высоты, экстремальным вождением и т. д. Но в одних и тех же стрессогенных обстоятельствах люди различаются индивидуальнымиособенностями сенситивности и форм проявления стрессовых реакций. Наиболее существенные различия мировосприятия связаны с возрастом. Особенно уязвимыдети и пожилые люди. Но и здесь нужно иметьв виду широкий спектр индивидуальных различий в восприятии жизненных ценностей и в защитных адаптационных механизмах. Страдание ребенка выражается своеобразно,почти бессловесно. Душевное состояние часто принимаетформы чисто физиологических нарушенийи недомоганий. У него проявляются непосредственные острые состояния стрессана соматическом уровне. В древности разгул стихий воспринимался как божья кара. С точки зрения современной психологии это был весьма мудрый подход: если не можешь изменить обстоятельства, изменисвое отношение к ним. Драматичность стрессовых состояний в том,что одних они мобилизуют, а других деморализуют. Самое страшное проявление стресса — всеобщая паника, которая как цепная реакцияпередается от человека к человеку и мешает действовать рационально. Когда человек выходит за пределы собственного страдания и стремится облегчитьсудьбу других, он тем самым преодолевает собственные боль, страх и стресс. Ответная системная реакция организма на дисгомеостатирующие воздействия получила название стресс-реакции или общего адаптационного синдрома. Любое несущее потенциальную угрозу повреждения или повреждающее воздействие в первую очередь инициирует комплекс поведенческих реакций, направленных либо на устранение повреждающего фактора, либо на дистанцирование от него, либо на уменьшение негативных последствий его влияния. Этот психофизиологический комплекс является активно-оборонительным, независимым от характера повреждающего воздействия (то есть, неспецифическим) и требует быстрой мобилизации адаптационных ресурсов организма. Собственно говоря, именно адекватное обеспечение возрастающей поведенческой активности является конечной целью функциональных перестроек в сомато-висцеральной сфере, наблюдающихся при стрессе. Стресс-реакция реализуется, прежде всего, через активацию симпатического звена вегетативной нервной системы и гипоталамо-гипофизарно-адреналовой эндокринной оси. Эти "системы быстрого реагирования" принято называть стресс-реализующими или стресс-потенцирующими, и их функции изучены достаточно подробно. Значительно меньше известна роль так называемых стресс-лимитурующих систем. Широко распространенным является заблуждение о том, что регуляция интенсивности и продолжительности стресс-реакции осуществляется исключительно по принципу отрицательной обратной связи, хотя уже сама структура общего адаптационного синдрома ясно свидетельствует о доминирующей роли регуляции по принципу "плюс-минус взаимодействия". Главным фактором, ограничивающим выраженность стресс-реакции, является открытая в 1975 году эндогенная опиоидная система (ЭОС). В условиях минимальных стресс-воздействий ЭОС снижает общую реактивность организма, ограничивая чрезмерную активацию стресс-потенцирующих систем и обеспечивая, таким образом, сбалансированное расходование адаптационных (энергетических) ресурсов организма. Характерно, что эту ресурсосберегающую, по существу - гипобиотическую, функцию ЭОС реализует еще "на входе" стресс-воздействия, существенно повышая пороги болевой чувствительности. Введение лабораторным животным терапевтических доз некоторых зоотоксинов, являющихся биотическими стресс-факторами вызывает выраженный антиноцицептивный эффект, связанный, в первую очередь, с активацией ЭОС, также каждый из ядов модулировал активность специфических нейрохимических механизмов, определяющих суммарное снижение болевой чувствительности. Так, антиноцицептивный эффект ядов рептилий реализуется, в первую очередь, через взаимодействие ЭОС с моноаминергическими системами. Яд пятнистой саламандры (амфибии) угнетает болевую чувствительность вследствие взаимодействия ЭОС с ГАМК-бенздиазепиновым комплексом. По-видимому, физиологические эффекты апитоксина обусловлены взаимодействием ЭОС не только с адренергическими, но и холинергическими, гистаминергическими и иными механизмами. Использование зоотоксинов в качестве модели стресс-воздействий позволило нам подтвердить тезис о том, что ЭОС вовлекается в развитие стресс-реакции, оказывая лимитирующее действие на активность стресспотенцирующих систем. При увеличении интенсивности и/или длительности действия повреждающего стимула соотношение активности регуляторных систем приобретает патологический характер. Адаптивная по сути системная реакция - стресс - превращается в защитную реакцию - шок. Одной из ключевых причин развития шока является нарушение баланса стресспотенцирующих и стресслимитирующих систем. При повреждающем воздействии избыточной интенсивности уровень циркулирующих в крови опиоидных пептидов (эндорфинов, энкефалинов) возрастает в несколько раз по сравнению с фоновым. Соответственно, была показана высокая противошоковая эффективность опиатных блокаторов (налоксона, налорфина).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.