Сфера образования и воспитания (цели оптимизации обучения и воспитания). В основном это детские сады и школы, редко в ВУЗах. Психодиагност работает по практическому запросу педагога, воспитателя, родителей, администрации, в школах - учеников. Содержание психодиагностической деятельности не зависит от того, кто сформировал запрос. Лишь на этапе интерпретации нужно учитывать, кто сформулировал запрос. Типовые задачи: можно отнести к двум классам, исходя из функций воспитания и образования. Они взаимосвязаны и переплетены. Образовательная - познавательная сфера, воспитательная, личностная. Используются методики диагностики, направленные на измерение и оценку когнитивной сферы. Задачи, относящиеся к воспитательной сфере, решаются с использованием личностных методик. Но такое разделение весьма условно. Задачи, возникающие в детском саду у психолога:- контроль за психическим развитием детей, посещающих детский сад- проблемы с трудными детьмиЗадачи, возникающие в школе у психолога:I. - задача определение психологической готовности ребенка к школе (используются и когнитивные и личностные психодиагностические методики), или определение "школьной зрелости" (это характеристика детей, поступающих в школу). Насколько развитие психики соответствует школьным требованиям, насколько ребенок готов к школе? Если ребенок не готов, то возникает школьная дезадаптация. Нужно выявлять тех, кто по психологическим параметрам не готов к школьным требованиям. По критериям психологической готовности проводится отбор в элитные школы. Программы обучения более сложные. В обычных школах - несколько причин:- принимают в школу с весны, чтобы вовремя выявить неготовых детей, есть время позаниматься и подготовить детей к сентябрю. С помощью специальных развивающих игр уровень психологической готовности поднимается до нужного. - информация о неготовом к школе ребенку сообщается родителям. Сами родители занимаются с детьми, также можно воспользоваться помощью психологов, учителей. Важно заранее предупредить родителей. - информация сообщается будущему учителю, который будет использовать определенный подход к неготовым ученикам и будет в состоянии им помочь. Для диагностики психической готовности разработано много программ и методик. Они должны выявить необходимое и достаточное в психическом развитии, чтобы ребенок включился в учебную деятельность. Хороши компактные, кратковременные программы, которые диагносцируют все основное. Выделяются 4 основные сферы: 1) мотивационно-потребностная сфера (есть ли учебная мотивация?). 2) интеллектуальная сфера - уровень развития наглядно-образного мышления должен быть достаточно высоким- также оценивается вербально-логическое мышление, которое находится в зачаточном состоянии. 3) речевая сфера. Оценивается сформированность речи 4) оценивается сфера произвольности, волевая сфера. Насколько ребенок в состоянии подчиняться командам взрослого и собственным командам. 5) уровень развития тонких мышц руки, тонкая моторика. II. С помощью диагностики когнитивной сферы выясняются следующие задачи:а) контроль за успешностью интеллектуального развития детей. Один раз в год проводится диагностика интеллектуальной сферы в школе. б) выяснение причин школьной неуспеваемостив) выявление детей, нуждающихся в коррекции умственного развитияг) отбор в спецклассы и спецшколыд) для оценки эффективности учебных программ и методов обученияОценка интеллектуального развития школьников, обучающихся по новым программам. е) эффективность работы разных учителейж) оценка эффективности работы разных школ (оценивается интеллектуальное развитие учеников)III. Задачи, которые решаются методами личностной диагностики 1) проблемы трудных детей (мешают учителям, другим ученикам) 2) личные проблемы самих школьников, старшеклассников (школьные страхи, повышенная тревожность) 3) для оценки эффективности личностного развития школьникаIV. Профориентационная диагностикаV. Задачи, связанные с диагностикой межличностных отношений (социально-психологическая диагностика)- психологический климат в педагогическом коллективе- учителей и учеников- учителя и родители- внутриученический коллектив