В психодиагностике методы делят на 2 группы: 1) малоформализованные методы: наблюдение, беседа, контент-анализ. Эти методы не являются экспериментальными. Высокий уровень субъективизма. 2) строгоформализованные: тесты, проективные методы, опросники, психофизиологические методы. Все эти методы являются экспериментальными. К ним предъявляются жесткие требования: стандартизация, проверка методик на надежность и валидность (пригодность). 1) Методы наблюденияСамонаблюдение как источник и вариант наблюдения. 1) требования к методу наблюдения выдвинуты Басовым. 2) естественный эксперимент как вариант систематизированного наблюдения 3) карта наблюдений Стотта 2. Методы беседы. Беседа как диагностический метод в индивидуальном консультировании. Методы диагностики личности. Используются особые методы: опросники и проективные методыОпросникиСамый первый метод в психодиагностики. Были заимствованы из естествознания. Задания представлены в виде вопросов и утверждений. Получают информацию об испытуемом с его собственных слов. Теоретической основой является интроспекционизм. Главный метод для изучения психических явлений и процессов - интроспекция. Опросники - это вид самонаблюдения, разновидность интроспекции. Первые психодиагностические опросники - Френсис Гальтон. Но они использовались для анализа познавательной сферы человека (зрительное восприятие, память, зрительные образы)Прототип личностного опросника разрабатывался Р. Вудвортсом. В 1919 году. Это был "Бланк данных о личности". Использовался для отсеивания с воинской службы лиц с невротическими симптомами. Сейчас психодиагностика использует только личностные опросники (для всего остального - тесты). Проективный метод. 1 линияАссоциации - ввел Аристотель. Ассоцианизм рассматривает ассоциацию. На базе ассоцианизма разработан метод свободных ассоциаций. - субъективно-идеалистический подход. Юм и Беркли. Связь идей и сознания не имеет реального основания. Связь - по правилам самого сознания. - материалистический подход. Гартли. Ассоциация - связь идей в сознании. Связь соответствует связи материалистических процессов в нервной системе. Метод изобретен Фр. Гальтоном. В разных вариациях используется в психодиагностике. Этим методом изучаются интересы, установки, основные потребности. Метод свободных словесных ассоциаций: аддитивные (методики дополнения) требуют завершения рисунка, рассказа и т. д. В 1928 году Пейном разработана методика завершения предложения. Психоанализ2 линияГлавное - бессознательное (скрытый двигатель личности, идущий изнутри организма)Разум играет роль маскировочного организма. Для этого нужны особые методики: направление разума на выполнение особых заданий, чтобы снять эту "маскировку". 1. методика чернильных пятен Г. Роршаха (был художником). в 1921 году - "Психодиагностика" - триумф проективных методов. Зная, что Леонардо да Винчи долго наблюдал за облаками на небе, подтеках на стенах, Роршах вывел "чернильные пятна" в середину белого листа, складывал его и получал симметричные пятна. Спрашивал испытуемых, на что они похожи. Работал в больнице у Беркли психиатром. Удалось вывести из пятен 10 таблиц - ответы, на которые различали здоровых и больных. Вопросы к изображениям: "На что это похоже?", "Что это такое?". Используется до сих пор в неизменном виде. 2. Тематический апперцептивный тест (ТАТ). Стимульный материал - 30 таблиц, допускающих неопределенные ситуации, которые могут по-разному трактовать и один чистый лист, где испытуемый должен изобразить что-то свое. Рассказы о героях на таблице, что с ними происходит, что будет происходить. Термин проекция использован в 1939 году Франком для названия этих методик. К настоящему моменту психодиагностика за рубежом имеет огромное количество методик для решения практических задач, которые интенсивно используют.