1. допсихологическая история - предыстория уходит в глубину веков (люди давно поняли, как важно оценивать особенности людей). Середина третьего тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне проводились специальные испытания выпускников школы писарей: нужно было знать 4 арифметических действия, измерение полей, уметь петь, играть на музыкальном инструменте, разбираться в тканях, металлах, растениях. В Древнем Египте была система испытаний для кандидатов в жрецы - собеседование (биографические данные, умение вести беседу, внешность), проверки умения трудиться, слушать, молчать, испытание огнем, водой, страхом мрачных подземелий. Пифагор прошел эту систему проверок и стал использовать для отбора людей в свою математическую школу. Также оценивал интеллектуальные способности - давал очень трудные математические задачи: решалась задача - принимал в школу, не сумел решить - оценивалось умение достойно держать себя, дать отпор. Также Пифагор уделял внимание смеху и улыбке. В Древнем Китае за 2200 лет до нашей эры специальная система проверок чиновников. Оценивалось 6 умений - знать музыку, стрелять из лука, верховая езда, писать, считать, знание ритуалов и обычаев. Очень давно понята необходимость оценивать психологические особенности людей. 2. история психодиагностики как науки. Выделилась из общей психологии на рубеже 19 и 20 веков под воздействием требований практики. Возникновение подготовлено несколькими источниками. а) экспериментальная психология - экспериментальный метод лижет в основе большинства психодиагностических методик. Психодиагностика выросла из экспериментальной психологии, которая сама возникла в 50-70 годы, что связано с физиологизацией психологии. Развитие физиологии органов чувств показало, что психическое включено в работу физиологических систем. Методы психологии заимствованы у других естественных наук. 1878 год - год появления экспериментальной психологии. Вильгельм Вундт основал первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге. Наметил 2 направления: естественнонаучное, культурно-историческое. Экспериментальные методы можно применять только в рамках естественнонаучного направления, для изучения моторики и сенсорики - низшие уровни психики. Душу так изучать нельзя, единственный метод - интроспекция. Вунд измерял скорости реакций на разные стимулы. Позже стали проявляться и другие лаборатории (Голландия, Англия, Франция). Постепенно стали измерять и другие психологические явления. Фр. Гальтон - создатель ассоциативного эксперимента: изучал особенности мышления. В 1879 году опубликовал результаты. Списки несвязанных слов между собой, слова ассоциации - время их возникновения. Метод хронометрии для изучения мыслительных процессов. Первый психологический экспериментальный метод - Г. Эббингауз: изучал законы памяти с помощью бессмысленных слогов (сочетание звуков, не имеющих конкретного значения)Джеймс Кеттел - изучал законы внимания и навыков чтения с помощью объективных методов фиксации времени. Во второй половине 19 века стала складываться экспериментальная психология. Стало возможным зарождение знания об индивидуальных различиях людей. б) дифференциальная психология - исследования индивидуально-психологических различий. Их диагностика невозможна. Описывают их природу. Толчком для возникновения психодиагностики были требования практики:1. медицинская практика (исследование и лечение умственной отсталости - дифференцировка уровней отсталости). Э. Сеген - один из методов диагностики умственной отсталости (тест воспроизведения прежнего порядка на доске). История психодиагностики - еще и история теоретического обоснования ее методов. Теоретическим обоснованием тестового метода является бихевиоризм: между организмом и средой есть детерминируемые отношения. В среде есть стимул, на который должен отвечать организм. Единственное, что поддается объяснению - это поведение. Тестовые методы фиксируют внешнее поведение человека, внешнюю реакцию на стимулы.